О науке и людях, которые ее «творят», – в интервью с Анной Пиотровской, исполнительным директором фонда некоммерческих программ «Династия», одного из немногих российских частных фондов, финансирующих фундаментальную науку.
— Чем определяется выбор областей науки, которые поддерживает фонд, – теоретическая физика и математика?
— Сама идея создания фонда родилась из интереса Дмитрия Борисовича Зимина (Дмитрий Зимин – основатель и почетный президент «Вымпелкома» — «Газета.Ru») к естественным наукам и его понимания того, что точкой прорыва для страны может стать именно фундаментальная наука. И в 2002 году фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия» был зарегистрирован.
Ни один фонд не может решить все проблемы науки и заниматься всеми ее областями. Поэтому сообразно тем средствам, которыми фонд располагал (начинали мы с $200 тыс. в год, сейчас это уже порядка $10 млн), Дмитрий Борисович и определил сферу деятельности «Династии» – поддержка главным образом теоретической физики и математики. Изначально это был семейный фонд, сейчас это фонд, которым управляет общественный совет.
Мы верим, что талантливые люди, занимающиеся наукой, способны изменить мир к лучшему. Поэтому видим свою задачу в том, чтобы поддерживать активных, увлеченных наукой людей, создавать среду для рождения идей, проектов и их реализации.
Мы поддерживаем не науку как таковую, абстрактно, а людей, которые могут двигать вперед и науку, и всю страну.
— Планируются ли в фонде новые программы, возможно, по биологии или химии?
— Согласно нашей стратегии развития, принятой в 2009 году, фонд поддерживает физику, математику, биологию, химию и науки о Земле. В планах – полноценная программа для биологов. В этом году у нас уже был «пилот» – 50 грантов фонда получили молодые ученые в рамках программы «Молекулярная и клеточная биология» президиума РАН (программа академика Георгиева). Результатами программы мы довольны.
Что касается других дисциплин, оформленных планов пока нет, мы стараемся двигаться постепенно.
Работая и как операционный, и как грантодающий фонд, мы открываем и свои собственные программы и рассматриваем проекты, которые поступают «со стороны» — от инициативных и талантливых людей.
— Как происходит отбор заявок?
— У нас есть ряд независимых экспертных советов в каждой из дисциплин. Самый первый – независимый ученый совет при Международном центре фундаментальной физики в Москве. Он работает со всеми программами по теоретической физике. Существует совет по работе с молодыми математиками. Для программы биологов также будет создан экспертный международный совет.
— А какие интересные «сторонние» проекты реализованы?
— Таких проектов много, и все они интересны не только для нас.
Один из таких проектов – «ГеронЛаб» — лаборатория по изучению молекулярных механизмов старения под руководством замечательного ученого биолога с мировым именем Евгения Нудлера.
У него есть лаборатория в Нью-Йорке. Фонд выделил средства для создания лаборатории здесь, в России. Хотелось создать некий оазис, прецедент, модель, которую могут использовать и другие доноры, организации. Евгений занимается изучением продления жизни, процессов старения. Проект продолжается до сих пор. В «ГеронЛабе» работают российские ученые, тесно сотрудничающие с нью-йоркской лабораторией Евгения.
Интересный проект – «ГлобалЛаб». Это виртуальная научная лаборатория школьников, учителей, профессиональных ученых, объединяющая единомышленников по всему миру. Это площадка для тех, кто хочет узнать, как «делается» наука, исследовать окружающий мир, ставить эксперименты. Ребята могут посмотреть на фотографии, а также сравнить время цветения вербы, например, в Калининграде и в Мурманске. В проекте зарегистрировались уже более 150 классов. А начиналось все с 20.
Не так давно к нам пришла заявка на финансирование проекта «Электронный архив Российской исторической статистики XVIII–XXI веков». Такого архива на сегодняшний день в России, как это ни удивительно, не существует. Проект будет идти до 2013 года.
--Как фонд оценивает успешность грантополучателей?
— Критерии просты – цитируемость и количество публикаций. В фонде существуют программы для студентов, аспирантов, ученых без степени, кандидатов, докторов наук. Будучи студентом, можно получить грант по программе для студентов, а став аспирантом — подать на конкурс грантов для аспирантов. И есть стипендиаты, которые прошли этот путь – от студента до доктора наук. Мы считаем это большим успехом.
Наши грантовые программы в основном рассчитаны на три года.
Все грантополучатели каждый год представляют отчеты, которые рассматривают экспертные советы и менеджмент фонда.
Мы следим за публикациями стипендиатов, за их активностью в рамках ежегодной конференции молодых ученых фонда «Династия» (конкурс физиков-теоретиков), за тем, насколько активно они участвуют в других научных конференциях, школах, научном обмене, зарубежных стажировках. Все это позволяет видеть динамику и объективно оценивать работу.
— Какие популяризаторские проекты поддерживает фонд?
— В 2008 году мы учредили премию «Просветитель», которая вручается раз в год за лучшую научно-популярную книгу на русском языке. В прошлом году было принято решение о ее расширении – жюри конкурса предложило ввести две номинации: книги в области гуманитарных и естественных наук. Действительно, их очень сложно сравнивать, это разумный шаг.
Еще один интересный проект – научно-популярный сайт о науке «Элементы», собравший библиотеку научно-популярных статей, тексты и видео публичных лекций выдающихся ученых. Там же можно найти информацию о предстоящих конференциях и объявленных конкурсах грантов, блоги ученых.
— Фонд проводит публичные лекции. Пользуются ли они успехом у аудитории, востребованны ли они?
— В последнее время стало модно интересоваться наукой, и это прекрасно.
Даже если человек придет послушать всего одну лекцию – это уже хорошо. Мы стараемся приглашать таких ученых, которые заставляют думать. Есть специализированные научные лекции, это скорее мастер-классы, и популярные: об эволюции, устройстве мира, космосе. Кому-то интересна лекция об истории денег, кому-то – о гигантских амебах. Лекции нобелевских лауреатов – авторов важнейших фундаментальных открытий – собирают тысячи людей. Мы считаем очень важным, чтобы аудитория могла видеть таких ученых, общаться с ними, задавать им вопросы, это очень вдохновляет молодых. На лекциях Джеймса Уотсона, первооткрывателя структуры ДНК, и Фримена Дайсона, одного из создателей квантовой электродинамики, залы не могли вместить желающих, люди сидели на полу, в холлах. Много вопросов задавали школьники.
— Верите ли вы, что такая практика «малых дел» может изменить общую ситуацию?
— Отвечу одной из любимых цитат Дмитрия Борисовича Зимина: «Делай что должно, и будь что будет». Конечно, я верю в это. Если ты выдал гранты, допустим, десяти ученым, познакомил их – они начинают сотрудничать и, возможно, привлекут к этому других своих коллег. Важно, чтобы росло число людей, которые хотят двигаться вперед.
— Есть ли аналоги фонда «Династия» в России и в мире?
— В мире – конечно, есть, и при создании «Династии» использовался лучший мировой опыт семейных фондов. Пожелание Дмитрия Борисовича, чтобы фонд существовал и работал насколько возможно долго, повлияло на создание новой системы управления фондом. С 2008 года «Династией» управляет независимый общественный совет. В его составе – прекрасные и профессионально успешные люди. Своим участием в нашей работе они оказали честь фонду и Дмитрию Борисовичу. Это Сергей Гуриев (признан в РФ иностранным агентом), Аркадий Дворкович, Евгений Ясин, Борис Салтыков, Сергей Петров, Рубен Варданян, Александр Изосимов.
Совет ежегодно контролирует выполнение программ, соблюдение процедур и регламентов, а также определяет стратегию развития и приоритеты деятельности фонда.
В России есть и частные, и семейные фонды. Но их число по сравнению с Америкой или Европой, к сожалению, невелико.
— Какие новые проекты реализованы в 2010 году и каковы планы фонда на 2011 год?
— Год пролетел очень быстро! «Династия» все активнее вовлекается в международную филантропическую деятельность: мы участвовали в различных конференциях, встречались с коллегами из зарубежных фондов. Все чаще мы произносим слово «партнерство». Совместные проекты – это увлекательно и непросто. Но результат, думаю, стоит затраченных усилий. В качестве примера: в рамках Года России во Франции и Франции в России совместно с французским посольством мы провели круглые столы с участием русских и французских ученых. Получилось очень интересно, мы будем развивать это направление.
Фонд расширяет и текущие программы. В этом году был введен пилот программы грантов на краткосрочные зарубежные стажировки молодых физиков-теоретиков. Немного удивляет недостаточная активность молодых ученых, но мы считаем, что у программы есть будущее.
В 2010 году фонд впервые провел открытый конкурс образовательных проектов для школьников, в итоге мы поддержали 23 проекта, но заявок пришло 300! География – вся страна.
Следующий год – год химии, будем работать и в этом направлении.
В ближайших планах – программа поддержки молодых ученых-биологов.
Кроме того, мы постоянно совершенствуем нашу базу данных. Нам интересно и важно знать, что делают наши грантополучатели даже после того, как фонд перестал их поддерживать.
Мы счастливы: нас окружают прекрасные, увлеченные люди, которые невероятно любят то, что они делают. Мы стараемся как можно чаще встречаться с нашими грантополучателями, учеными, экспертными советами и всем задаем вопросы «А что бы вы изменили в программе?» и «Что мы делаем не так?». Только так можно получить конструктивную критику и сделать наши программы и всю работу «Династии» лучше.