Аномально жаркое и засушливое лето миновало, однако обсуждение его причин и последствий не утихает. Экономисты считают убытки от пожаров, медики объясняют причины гигантского скачка смертности (в Москве – около 50%), а метеорологи разбираются в предпосылках жары и возможностях прогнозирования таких проблемных ситуаций в будущем.
Глобальное потепление не виновато в аномальной жаре,
считают эксперты Росгидромета, РАН и РАСХН, обсудившие эту проблему в ходе заседания научно-технического совета по теории климата Земли.
«Основной причиной аномально высокой температуры воздуха и засухи лета 2010 года явилось установление над территорией Евразии мощного высокого (более 16 км) блокирующего антициклона», — отмечается в опубликованном сообщении.
Блокирующие антициклоны со временем жизни от пяти до семи суток наблюдаются в атмосфере регулярно – именно они способствовали приходу ранней весны на европейской территории России в этом году, отмечают синоптики. Однако долгие антициклоны – явление чрезвычайно редкое, обычно через несколько суток антициклон ослабевает, а затем разрушается и распадается, а в атмосфере восстанавливается характерный для умеренных широт западно-восточный перенос.
Однако летом 2010 года блокирующий антициклон на территории Евразии сохранялся около 50 суток. Похожая ситуация наблюдалась жарким летом 1972 года, но и тогда длительность засухи была меньше.
Причины этого явления обусловлены глобальными климатическими процессами – аномалиями повышения температуры океана в Северной Атлантике (Гольфстрим и Лабрадорское течение), Арктическом бассейне, а также явлением Ла-Нинья, о котором неоднократно писала «Газета.Ru».
Антициклон «подпитывал» жаркий, обезвоженный воздух из Средней Азии (так называемый юго-восточный перенос) и Сахары (юго-западный перенос).
Доля глобального потепления климата в температурных аномалиях лета 2010 года невелика и не превышает 20%.
Основное влияние глобального потепления на циркуляцию атмосферы – выравнивание градиента температур в низких и высоких широтах. Проще говоря, температура у полюсов растет быстрее, чем на экваторе. Это приводит к ослаблению так называемого западно-восточного переноса. Однако эти причины не были решающими для сохранения длительного блокирующего антициклона.
Синоптики, к сожалению, не могут предсказать возникновение аномально длительного антициклона.
В общем случае метеорологическая наука достаточно уверенно прогнозирует движение циклонов (характеризующихся низким давлением и влажным воздухом) и антициклонов (наоборот, областей высокого давления и сухого воздуха) на пять-семь суток. Однако это касается прогноза возникновения циклона или антициклона (в том числе блокирующего), а не предсказания его длительности.
Единственная «лазейка» — математическое моделирование атмосферных процессов. Оно показало, что длительность существования антициклона (и давление в нем) увеличиваются, если в район его существования поступают воздушные массы из засушливых областей. Это и наблюдалось летом 2010 года, антициклон снабжался воздухом из пустынь Азии и Африки.
Физические механизмы образования и эволюции летнего блокирующего антициклона пока не до конца ясны, так как это первое подобное явление в истории метеонаблюдений. Метеорологи включат эту тему в свои исследования, чтобы в будущем добиться понимания физических механизмов аномалии и более эффективного прогнозирования. Для этого будут проводиться теоретические исследования макропроцессов в атмосфере, диагностические исследования блокирующих антициклонов (на пример данных жарких лет), более точная оценка вклада глобального потепления в засуху, а также развитие моделей атмосферы, необходимых для долгосрочного прогнозирования.