Дети, только что получившие навык чтения, и взрослые читают по-разному. Начинающим читателям даже небольшие книги кажутся длинными, а процесс чтения увлекает их полностью. Но механические способности чтения быстро совершенствуются, люди начинают «глотать» несложную литературу, с трудом вспоминая, о чем была прочитанная книга. Любимые в детстве романы Джеймса Фенимора Купера увлекают куда сильнее и запоминаются куда лучше, чем экзистенциализм Камю. Иногда, переворачивая страницу, обнаруживаешь, что не помнишь ее содержание, тогда приходится возвращаться к последнему «сознательному» абзацу и усилием воли вникать в него.
Оказывается, глаза – зеркало души – отражают движение мысли и выдают невнимательного читателя, выяснили психологи из Университета Питтсбурга. Их работу публикует журнал Psychological Science, журнал американской Ассоциации психологии, являющийся самым авторитетным мировым научным изданием в этой области.
Подсознательно глаза читающего следуют за его мыслями и с потерей нити повествования и «уходом в себя» глаза изменяют траекторию движения.
«Целью работы было понять, как мысленные операции, например, восприятие слова или привлечение визуального внимания, контролируют перемещение глаз», — объяснил профессор Эрик Рикл, специализирующийся на изучении механизма связи мозга с движением глаз.
Большая часть людей уверены, что при чтении глаза «пробуют» и усваивают информацию, изложенную на страницах книги, а мозг «забирает» данные. При таком механизме обратная связь между мозгом и глазами отсутствует, он пассивен и не дает определенных указаний. Рикл предположил, что эта идя неверна. Он решил сравнить осмысленное чтение с чтением «автоматическим», когда прочитанная информация не усваивается мозгом, а мысли заняты какой-либо другой темой.
В качестве добровольцев в опытах участвовали четверо студентов Университета Питтсбурга. Каждый из них приходил в лабораторию более 10 раз и по часу проводил за чтением книги «Чувство и чувствительность». Эту книгу выбрали, потому что она «легко читается, но довольно скучная», объяснил Рикл.
«Мы начали с чтения «Процесса» Франца Кафки», но ребята сказали, что эта книга слишком занимательная, в ней тяжело отвлечься от сюжета и потерять ход мысли», — добавил он.
Студенты читали книгу с экрана компьютера, а машина в этом время регистрировала движение их глаз. Каждый раз, когда они в процессе чтения теряли мысль и «задумывались о своем», они должны были нажимать кнопку Z (от zone out – отключиться, зависнуть). Также компьютер раз в несколько минут задавал им напоминающий вопрос: внимательно ли они читают или уже потеряли нить истории.
Оказалось, что в случаях сознательного и бессознательного чтения глаза двигаются совсем по-разному. Если человек читает и эффективно усваивает материал, глаза концентрируются на одном слове, потом перемещаются на другое.
Дольше всего глаза задерживаются на необычных либо незнакомых словах.
Однако если человек отвлекается от сути читаемой книги, такой механизм передвижения глаз перестает работать. Движение глаз становится монотонным, они дольше, но равномернее задерживаются на всех словах, как будто механически медленно бредут сквозь текст.
«Мы полагаем, что мнение об отсутствии обратной связи между мозгом и глазами во время чтения ошибочно. Движения глаз читающего четко связаны с процессом обработки прочитанного текста в мозгу», — подытожил автор работы.