В джунглях Центральной Америки под плотным покровом сочной зеленой листвы спят города величайшей средневековой цивилизации майя. Несмотря на сложность работы в условиях влажного леса и отдаленность мест раскопок от современных городов и дорог, археологи неустанно ведут исследования поселений майя, изучают искусство, а также системы жизнеобеспечения, позволявшие большим поселениям в непростом климате успешно существовать полторы тысячи лет назад.
Археологи из Университета Бонна обнаружили во влажных лесах Мексики необычный памятник архитектуры – два гигантских резервуара для воды. Пол их вымощен керамическими черепками, а верх и стены облицованы известняком. Археологи полагают, что эта конструкция была создана для изоляции искусственного озера. Возраст системы – около 1,5 тысяч лет; раскопки еще не закончены, поэтому неизвестно, все ли дно пруда облицовано черепицей.
Обнаружить бассейн удалось в рамках работ совместного немецко-мексиканского проекта по раскопкам и картографированию древних стен города Ушуль, открытого исследователями Карлом Руппертом и Джоном Денисоном из Института Карнеги в Вашингтоне в 1934 году.
«Мы ведем раскопки с 2009 года. В процессе работы мы неожиданно наткнулись на два резервуара для воды длиной и шириной около 100 метров каждый»,
— объяснила немецкий археолог Икен Паап, руководящая проектом вместе с профессором Николаем Грубе и мексиканским археологом Антонио Бенабьедесом Кастильо.
Огромные резервуары для воды, обнаруженные и в других городах майя, получили название «агуада» (в переводе с испанского «резервуар для запасов воды») и служили резервным источником питьевой воды. Однако жители Ушуля проявили смекалку и замостили свою агуада совершенно особым образом.
«Мы провели пробные раскопки в центре одного из резервуаров и обнаружили, что его пол (на глубине около 2 м) застелен керамическими черепками, возможно обломками старых тарелок, очень плотно, совершенно без зазоров. Пока раскопки не завершены, мы, конечно, не можем сказать, покрывает ли этот слой все дно бассейна», — объяснил один из сотрудников группы.
Если это так, то затея поразительна хотя бы количеством использованных для ее реализации черепков. Найденные в Ушуле агуада могли бы покрыть площадь 10 олимпийских бассейнов. Возможно, в пределах города археологам удастся найти и другие резервуары.
Польза эффективного сбережения воды, достигаемая плотным дном резервуара, неоценима.
По расчетам ученых, два бассейна могли обеспечить водой город населением не менее 2 тыс. человек на время трех месяцев сухого сезона.
Ушуль (Uxul) на языке майя означает «в конце». Рупперт и Денисон дали городу имя в 1934 году, измученные и страдающие от болезней после длительной экспедиции сквозь джунгли полуострова Юкатан. Настоящее название города пока так и не удалось узнать.
В 1930-х годах Ушуль находился «на краю света», и сейчас не многое изменилось. «К руинам города можно попасть, только пройдя 120 км тропами по джунглям сквозь биосферный заповедник Калакмул, вдали от современных поселений и дорог», — пояснила Икен Паап. Во время длительных экспедиций археологи почти оторваны от цивилизации. В этом году они жили в джунглях три месяца.
Однако во времена майя Ушуль совсем не был «краем света». В 250–900 годах он находился в густонаселенном регионе между городами Эль Мирадор на юге и Калакмул на северо-востоке. Город имел торговые связи и с более отдаленными территориями современной Северной Гватемалы и Мексиканского нагорья.
Как выяснили археологи по исследованиям культурных слоев, город был населен в течение нескольких эпох существования цивилизации майя. Исследовав последовательность слоев на глубине до трех метров, ученые отнесли разные слои к разным промежуткам времени — от доклассического до конца классического или даже постклассического периодов.
Обнаруженные надписи говорят о том, что около 630 года Ушуль был аннексирован и находился под властью Калакмула, находящегося на расстоянии 26 км. Однако пока не удалось понять, насколько смена власти изменила жизнь в Ушуле, его торговые связи, повседневную жизнь людей.
«Этой весной нам удалось обнаружить первую могилу, не разрушенную расхитителями гробниц в поисках керамики и драгоценностей. Мы надеемся, что ее исследование и новые результаты по изучению системы обеспечения питьевой водой и сельского хозяйства дадут нам более полное понимание ситуации, которая тогда сложилась в городе майя», — подытожил Николай Грубе.
Кстати, именно он был одним из авторов гипотезы о гибели цивилизации майя в результате междоусобных войн, а не экологических трудностей. Позднее она частично подтвердилась археологическими данными.