Мозг портит жизнь детям

Плохое поведение подростков может быть следствием долгосрочных биологических аномалий в их мозгу

Плохое поведение подростков может быть следствием долгосрочных биологических аномалий в их мозгу. Из-за них ребенок становится агрессивным и совершает асоциальные поступки.

Британские ученые обнаружили свидетельства того, что расстройства поведения у подростков имеет биологическую основу и связаны с химическими процессами в мозгу. Обычно считается, что плохое поведение детей связано с желанием подражать своим сверстникам, которые выделяются из общей массы хулиганским поведением. <1>Главное следствие этой работы ученых заключается в обосновании возможности диагностирования у детей еще в раннем детстве предрасположенности их к «плохому поведению» в подростковом возрасте.

Раннее вмешательство детских психологов могло бы помочь ребенку избежать проблем с поведением (а его родителям — проблем, связанных с плохим поведением чада), которыми, по статистике, страдают до 5% подростков.

К тому же в соответствующем материале газеты Independent отмечается, что на решение проблемы трудных подростков в Великобритании тратятся миллионы фунтов стерлингов.

«Определение проблем с поведением в подростковом возрасте происходит порой слишком поздно. Если выявить биологические аномалии заблаговременно, то можно заранее вмешаться и что-то предпринять, — заявил Энди Колдер из Кембриджского института исследований мозга при Совете медицинских исследований (аналогу Российской академии медицинских наук). — Плохое поведение — это большая проблема для самих же детей. Из-за этого их по нескольку раз исключают из школ, что, в свою очередь, может привести к тому, что некоторых из них становятся малолетними преступниками и попадают в соответствующие учреждения, а это уже не детские шалости. В прошлом психиатры не считали плохое поведение болезнью.

Наше исследование говорит о том, что негативные изменения поведения имеют биологическую основу, и мы должны рассматривать их как медицинскую проблему».

В ходе работы, результаты которой опубликованы в статье в журнале Archives of General Psychiatry, специалисты провели сканирование мозга 50 подростков, обладающих плохим поведением различной степени. <3>Изучив данные, ученые сравнили их с результатами сканирования мозга представителей контрольной группы, куда вошли 23 подростка с нормальным поведением.

Сканирование детей с плохим поведением продемонстрировало высокую активность в тех областях мозга, которые отвечают за эмоции.

При этом такие подростки значительно в меньшей степени сопереживали эмоциональному состоянию других людей, что является признаком их склонности к совершению асоциальных поступков.

«Активность мозга в областях, отвечающих за эмоции, увеличивается по мере того, как ухудшается поведение. Это наводит на мысль о связи между степенью тяжести того, насколько испортилось у ребенка поведение, и нарушениями в мозгу. Это, безусловно, очень значимая взаимосвязь», — заявил доктор Колдер.<4>

Специалист заметил, что на данный момент ученые не в состоянии подтвердить, что у ребенка каждое расстройство поведения связано с биологическими процессами.

«В этом направлении должны быть проведены тщательные исследования, — заявил Колдер. — Это может быть связано с тем, что ребенок рождается с определенной дисфункцией или же он что-то такое приобретает в первые годы жизни, какие-то негативные впечатления, которые могли бы повлиять на восприятие мозга. Известно, что расходы правительства на обеспечение и поддержку ребенка с расстройствами поведения в десять раз превышают расходы на нормальных детей. Исследования, подобные этому, проливают свет на вопросы, связанные с деятельностью мозга, в частности, как и почему возникают такие расстройства. Это действительно важно, если мы хотим помочь больным детям и членам их семей».