Сэр Исаак Ньютон, культовый ученый, пример для подражания и человек удивительной судьбы, оказывается, жил почти тайной жизнью, о которой мало что известно. Он занимался алхимией, хотя и не оставил после себя химических трудов. Известно, что в 1691 году он серьезно отравился, а после смерти в его организме было обнаружено опасное содержание ртути. Так что же стояло за этим увлечением и насколько великий физик был увлечен идеей превращение свинца в золото?
Профессор истории и философии Университета Индианы в Блумингтоне Уильям Ньюман посвятил последние шесть лет изучению этой области интересов Ньютона и запустил сайт «Алхимия Исаака Ньютона», посвященный ей.
Междисциплинарный проект, в частности, открывает доступ к 23 отредактированным работам Ньютона по алхимии. Они опубликованы впервые.
На сайте, в частности, подробно рассказывается об оптических экспериментах, с помощью которых Ньютон доказал, что белый цвет представляет собой смесь цветов. В общей сложности, Ньютон занимался алхимией около 30 лет, часть из них пришлись на годы уединенной жизни на малой родине ученого – в Вулсторпе, куда он вынужден был уехать в годы тяжелой эпидемии чумы в Англии в 1664-1666 годах. Исследователи работ Ньютона утверждают, что его опыты с дисперсией света в призмах тесно связаны с алхимическими трудами.
«Ньютон постоянно занимался алхимией в течение 30 лет, но он скрывал свои работы в этой области от современников и коллег,
поэтому существует много спекуляций на эту тему», - разъяснил Ньюман цель своей работы.
Историк и его помощники адаптировали к современному языку, отредактировали и интерпретировали алхимические работы Ньютона: лабораторные журналы и другие документы. Тексты статей Ньютона доступны для автоматического поиска, а лабораторные журналы снабжены иллюстрациями опытов – репликами экспериментов ученого (их точными копиями, проведенными в условиях и с применением лишь инструментов, доступных в XVII веке).
«Алхимия Исаака Ньютона» не только открывает окно в мир мыслей и творчества великого гения, но и живописует полотно материальной культуры и технологий «алхимии» тех времен»,
- ответил Ньюман.
Конечная цель проекта – создать полные аннотации к текстам Ньютона и поместить все данные в общую интерактивную систему, дающую возможность легко и быстро работать с ними. К данному моменту историки обработали и выложили в сеть, в общей сложности, более 600 страниц текста. Среди них – самый большой лабораторный журнал Ньютона, находившийся в библиотеке Кембриджского университета.
Посетители сайта могут ознакомиться с системой графических знаков, разработанной Ньютоном для обозначения веществ. Некоторые формулы очень экзотичны и называются «Зеленый Лион», «Звезда Регул сурьмы», «Жезл кадуцея ртути» (кадуцей – магический жезл, обвитый двумя змеями, жезл Гермеса (Меркурия), символ медицины). Такие термины были общеприняты в алхимии того времени, и Ньютон также пользовался ими.
Историки химии повторили алхимические опыты, описанные в лабораторных журналах Ньютона и его «Сборнике алхимических терминов». Используя примитивную угольную печь и изготовленную по старым методикам лабораторную посуду, им удалось получить «купоросное масло» (концентрированную серную кислоту H2SO4), «крепкую водку» (азотную кислоту HNO3) и соляную кислоту (хлороводородную кислоту HCl).
Кроме химии среди «сторонних» увлечений Ньютона выделяют богословие.
Ньютон пытался подойти к анализу Библии с научной точки зрения, разработал свой вариант библейской хронологии и толковал Апокалипсис.
Что касается увлечения Ньютона алхимией, то автор русскоязычной биографии ученого советский историк Борис Кузнецов (также писал о Альберте Эйнштейне, Галилео Галилее, Джордано Бруно) полагает, что в нем было больше научных атомистических подходов, нежели мистических стремлений получить золото.
«Он верил в возможность превращения одного металла в другой и в продолжение трёх десятилетий занимался алхимическими исследованиями и изучал алхимические труды средневековья и древности… Сам факт преобладания теоретического интереса и полного отсутствия интереса к получению золота выводит Ньютона за пределы алхимии как элемента средневековой культурной традиции… В основе его атомистики лежит представление об иерархии корпускул, образованной всё менее интенсивными силами взаимного притяжения частей. Эта идея бесконечной иерархии дискретных частиц вещества связана с идеей о единстве материи. Ньютон не верил в существование не способных превращаться друг в друга элементов. Напротив, он предполагал, что представление о неразложимости частиц и, соответственно, о качественных различиях между элементами связано с исторически ограниченными возможностями экспериментальной техники», - писал историк.