В США продолжаются работы по ликвидации последствий разлива нефти в Мексиканском заливе. В четверг гигантский, весом почти сто тонн, купол, который создан компанией BP для остановки утечки нефти, должен быть помещен на дно океана.
В понедельник, после соединения купольных насосов со специальным танкером, должна начаться откачка нефти.
Компания BP, которая взяла на себя «абсолютную ответственность» за ЧП, также сообщает, что ей удалось перекрыть одну из трех аварийных скважин, из которых вытекает нефть.
В последнем номере журнала Nature, вышедшем в четверг, сообщается о самом происшествии и ходе работ по ликвидации его последствий. В соответствующей заметке говорится, что разлив нефти может оказаться губительным для гнездящихся птиц и десятков тысяч перелетных птиц, которые должны прибыть в этот регион в течение ближайших нескольких недель. Кроме того, без работы рискуют остаться местные рыболовы: личинки и молодь рыб, крабы, креветки и устрицы находятся под угрозой вымирания в северной части Мексиканского залива.<1>
С 30 апреля в водах дельты реки Миссисипи видны следы нефти.
«Если вы опустите руки в воду, они станут у вас черными и жирными, — приводит Nature слова Нэнси Рабалэйс, исполнительного директора морского консорциума университетов штата Луизиана. — Кроме того, вы увидите маслянистые вещества вокруг стеблей растений, растущих на болотах Миссисипи».
Длительное воздействие нефти на растения может привести к их гибели вследствие невозможности процесса фотосинтеза. Впрочем, если основная часть нефти выветрится, есть вероятность, что отомрут только листья и стебли, а корни останутся невредимыми, и к будущему году растения полностью регенерируются. «Но если нефть будет долго влиять на растения, то катастрофа окажет разрушительные последствия для наносных равнин и болот дельты Миссисипи», — заявил Nature эколог Государственного университета штата Луизиана Ирвинг Мендельсон.
Специально для «Газеты.Ru» разлив нефти в Мексиканском заливе и его возможные последствия прокомментировал научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН академик Алексей Конторович. <2>
«Произошла страшная трагедия, но, насколько мне известно, принимаются все возможные меры. Однако опасность исключительно велика, тем более что штормовая погода препятствует реализации большей части намеченных мер по ликвидации пятна, которое непрерывно расширяется и гонится к берегу.
Делать точные прогнозы сегодня было бы легкомысленно, но есть три фактора, чтобы свести к минимуму экологические последствия.
Первое — насколько быстро смогут заглушить этот фонтан из скважины, и, конечно, у США есть для этого все технологии, но надо учитывать необычные условия — большую глубину моря и неблагоприятные погодные условия. Пока море штормит, саркофаг вряд ли реально установить. Второе — это ветер, который гонит пятно на побережье, поэтому предсказать последствия сейчас никто не возьмется. И третье — это меры по задержанию пятна: сейчас для этого ставятся ограждения, применяются и химические технологии.
Но уже сегодня очевидно, что трагедия для всех обитателей моря и фауны прибрежных районов будет огромной.
Та цифра ущерба, которую сегодня называют, $3–4 млрд США, — это минимум, — сказал Конторович. — На самом деле ущерб будет значительно больше. Здесь можно только выразить соболезнования и компании BP, и государству. Остается лишь надеяться, что ни к Калифорнии, ни в Гольфстрим пятно не попадет, но управлять стихией человек не может, да и не должен. Он должен только разумно использовать законы ее развития, чтобы свести последствия к минимуму и не допустить разноса нефти по всему Атлантическому океану. Президент США лично прилетал на эту аварию, и тут можно надеяться на мировые технологии в области борьбы с такими трагедиями и на то, что природа поможет справиться со всем этим. Вся надежда на совокупность этих факторов».
«Меня поражает, когда люди выражают большие опасения, что нефть достигнет берега, — заявила New York Times известный американский океанограф Сильвия Эрл, бывший главный научный сотрудник национальной администрации по океану и атмосфере США. — Проблемы начались с того момента, когда нефть попала в океан. Проблема усугубляется, когда для ликвидации разлива нефти используют диспергаторы, которые токсичны сами по себе. В результате своего воздействия на нефть они образуют «дорогу смерти» по всей глубине.
Океан в беде. Сейчас это еще одна большая головная боль с серьезными последствиями, которые затрагивают не только дельфинов, китов, черепах и птиц, но и нас, причем коренным образом.
Если мы будем продолжать такими темпами, то даже без больших разливов нефти, подобных тому, что мы переживаем, мы будем получать не очень хорошие новости от одного только промыслового рыболовства, конец которого был предсказан специалистами еще до середины XXI века. Может быть, эта трагедия заставит человечество задуматься о том, что мы делаем с нашими природными системами, которые позволяют нам жить».