Не секрет, что много кушать вредно (хоть и приятно). Причем этот вред доказан не только на примере людей: «сидеть на диете» полезно всем живым организмам, от дрожжевых грибков до грызунов. В самых простых организмах сокращение питания приводит к двукратному или даже трехкратному увеличению продолжительности жизни. Может ли борьба с чревоугодием дать такие впечатляющие результаты среди людей, точно не известно. Однако приверженцы строгой диеты считают, что смогут как минимум перевалить за столетний рубеж. Хотя здесь на ум сразу приходит старый анекдот о долгожителе, придерживавшемся строгих правил жизни. К долгожителю в горы приехали журналисты узнать, как он дожил до ста лет. «Никогда не пил, не курил, не бегал за женщинами», — ответил тот. Тут в соседней комнате раздались шум и крики. «Что это?» — удивились журналисты. «Не обращайте внимания, — ответил долгожитель. — Это мой отец со старшим братом напились и теперь дерутся». Но и приверженцы диет имеют право на свое мнение.
Впрочем, к этому вопросу (как и к любому другому) можно подойти научно. В последнем номере Science специалисты по питанию и долголетию из Великобритании и США опубликовали обзорную работу, посвященную воздействию ограничений в питании на молекулярные механизмы старения у четырех типов организмов: грибов, червей, насекомых и млекопитающих.
Зная о серьезном влиянии снижения калорийности пищи на срок жизни животных, некоторые люди сокращают свое питание на 25%, и даже больше, в надежде продлить жизнь.
Но есть ли смысл в долгой жизни, если фактически речь идет лишь о продлении старости на 20–30 лет?
Первый автор работы профессор Луиджи Фонтана из Вашингтонской медицинской школы в Сент-Луисе считает, что более важен другой аспект: может ли диета не только увеличить продолжительность жизни, но и улучшить здоровье человека, то есть качество жизни.
«В своих исследованиях я не ставлю цели продлить жизнь человека до 120 или 130 лет. Уже сейчас средняя продолжительность жизни в развитых странах достигает 80 лет, однако слишком многие из этих людей сохраняют здоровье лишь до 50 лет. Поэтому наша цель – использовать данные об ограничениях в питании, а также возможности генетического или фармацевтического вмешательства для того, чтобы убрать этот тридцатилетний зазор между продолжительностью жизни и «продолжительностью здоровья». Однако не исключено, что при увеличении «продолжительности здоровья» до 80 лет средняя продолжительность жизни как раз увеличится до 100 лет», — отметил Фонтана.
Исходя из этих соображений, ученые сосредоточили свое внимание на биохимических последствиях сокращения калорийности потребляемой пищи. Они проследили, как 10-процентное и 50-процентное «облегчение» рациона сокращает активность выработки инсулиноподобного фактора роста (ИФР-1), глюкозы и мишени рапамицина. Именно таким путем достигается увеличение продолжительности жизни животных. Генетические мутации, влияющие на выработку этих веществ, дают тот же эффект. Такие животные чаще избегают болезней, связанных со старением, таких как рак, сердечно-сосудистые заболевания и проблемы с памятью.
«Около 30% животных, «сидевших на диете», умирают в более почтенном возрасте без каких-либо заболеваний, связанных со старением.
А вот животные, питавшиеся обычным путем, большей частью (94%) умерли от одного или сразу нескольких хронических возрастных заболеваний – рака или сердечных болезней. Более того, у 30–50% животных «на диете» или с соответствующими генетическими мутациями продолжительность жизни совпадает с «продолжительностью здоровья». Они, конечно, умирают, но они не болеют», — объяснил Фонтана.
К сожалению, многие люди движутся в противоположном направлении. В странах Запада проблема излишнего веса приобрела характер эпидемии. Скорее всего 30-летний период, в течение которого люди живут нездоровыми, не только не исчезнет, но и вырастет. Кроме того, несмотря на качественное здравоохранение, может упасть и средняя продолжительность жизни. Причиной преждевременных смертей могут стать такие в целом предотвратимые заболевания, как атеросклероз, диабет второго типа и некоторые виды рака (рак легких, например).
Кроме того, растущая с благосостоянием приверженность к чревоугодию может привести к тому, что плоды умеренного питания не будут собраны, несмотря на его потенциальную пользу.
Однако ученые не оставляют надежд создать рецепт «диеты для ленивых».
Если удастся понять механизм увеличения продолжительности жизни за счет ограничения питания, можно будет разработать и иные методы его активации. Таким образом, гипотетическое лекарство, которое будет ограничивать выработку «старящих» веществ, сможет продлевать жизнь так же эффективно, как и диета.
Какой должна быть омолаживающая диета (ведь при сокращении калорийности рациона необходимо знать, какие продукты из него убрать, а какие лучше сохранить)? Рекомендации не новы: нужно есть больше фруктов, овощей и цельных зерен и избегать переедания мяса, так как животные продукты повышают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Есть у пищевого воздержания и отрицательные стороны. Так, «худеющие» часто страдают снижением либидо, так как снижение калорийности пищи ведет к падению уровня тестостерона. Кроме того, такие люди чаще мерзнут, потому что диета ведет к замедлению темпов метаболизма (впрочем, необходимому для замедления старения), сопровождающемуся снижением температуры теплового центра и изменению процесса терморегуляции.
С другой стороны, многочисленные медико-социологические исследования показывают, что увеличение качества и продолжительности жизни не так и нужно людям. Например, курильщики курят, чтобы смириться со смертной долей человека и ничуть не боятся преждевременной гибели. Так что вопрос здорового питания и здорового образа жизни как средства продлить наш век был и будет оставаться делом личным, а не общественным. Если, конечно, доктора не изобретут ту самую «таблетку здоровья», способную дать преимущества диеты безо всякого воздержания. А пока все здоровые рекомендации упираются в концепцию «насильно мил не будешь».