Сложившиеся ученые, обладающие хорошей репутацией в научном мире и приличным количеством публикаций в ведущих научных журналах, как правило, проявляют интерес к науке со школьных лет. В первые годы учебы (причем зачастую не только на школьной скамье, но и в детских кружках, и в результате самообразования) закладывается фундамент, который становится основой для будущих успешных научных изысканий талантливого ученика. Но можно проявить свои знания и умения и в школьном возрасте, и такую возможность в России дают предметные олимпиады.
В 2010 году Всероссийская олимпиада проводится по двадцати предметам: биология, история, французский язык, химия, право, астрономия, русский язык, экономика, немецкий язык, обществознание, физическая культура, английский язык, литература, физика, информатика, технология, экология, география, математика и основы безопасности жизнедеятельности. В список предметов, по которым проводятся Всероссийские олимпиады, также входит мировая художественная культура, но в этом году не запланировано проведение ее заключительного этапа.
Кроме того, большое желание получить официальный статус Всероссийской олимпиады имеется у организаторов олимпиады только осваивающегося в школьной программе предмета — основ православной культуры.
Согласно действующему в настоящее время положению Министерства образования и науки, Всероссийская олимпиада проводится в четыре последовательных этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. То есть для того, чтобы попасть на заключительный этап, школьник должен успешно выступить на региональном этапе.
В нынешнем году редактор отдела науки «Газеты.Ru» принимал участие в работе жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, который третий год подряд проводился в Краснодарском крае и второй год подряд в Анапе. В целом олимпиада была проведена на очень высоком уровне (пользуясь случаем, хочется выразить благодарность оргкомитету, представляющему Департамент образования и науки Краснодарского края и Кубанский государственный университет). По сравнению с олимпиадами прошлых лет нынешняя привлекла к себе куда больше внимания жителей Анапы, став одним из важнейших событий культурной жизни города в апреле. Да и результаты приятно удивили: несмотря на, казалось бы, очень сложные, буквально ломовые задачи (но ведь именно такие и должны быть на заключительном этапе олимпиады), многие участники с ними успешно справились.
Вместе с массой позитивных впечатлений автор настоящей заметки хотел бы выделить некоторые проблемы, касающиеся как проведения Всероссийских олимпиад, так и школьного образования России в целом.
На региональном этапе, который является предпоследним, во всех регионах школьники решают одни и те же задания. Затем по результатам этого этапа по каждому из классов выстраивается единая таблица, по которой отбираются участники на заключительный этап. Казалось бы, нет проблем, и данная схема отбора представляется вполне объективной.
Но и здесь иногда случаются «договорные матчи».
Дело в том, что некоторые регионы всерьез полагают, что «главное — участие». Педагоги и руководители местного департамента образования, очевидно, считают, что слава и почет, которые им достанутся за участие их земляков во Всероссийской олимпиаде, дорогого стоят. В результате после проверки регионального этапа (которая осуществляется, само собой, на местах) в общей таблице по всей стране оказывается ряд прекрасных результатов из одного региона, который позволяет школьникам, показавшим эти результаты, поехать на заключительный этап. Там все члены команды региона, в котором на предыдущем этапе щедро добавлялись баллы своим землякам, распределяют между собой последние места, причем некоторые участники оказываются даже не в состоянии набрать хотя бы один балл!
Можно, конечно, возразить, что, мол, нет ничего плохого в том, что какой-то конкретный школьник съездил на неделю в другой город, тем более если речь идет об астрономии, к морю, в Анапу. Но, сознательно завышая баллы своим землякам, представители одних регионов преградили дорогу талантливым школьникам из других регионов, которые вполне были в состоянии показать на заключительном этапе Всероссийской олимпиады достойный результат и побороться за призовые места. Вот конкретный пример: команда Новгородской области в прошлом году отправила на астрономическую олимпиаду всего одного участника, но он получил диплом I степени, а в 2010 году этот регион отправил двух школьников, и оба также стали победителями.
Вместе с тем члены команды Воронежской области, в которую входит не один человек, что в прошлом году, что в этом без исключения входят в число аутсайдеров и о призовых местах могут только мечтать. Откуда же взялись у воронежских школьников очень хорошие результаты на региональном этапе?
Теперь о другой проблеме. Заключительные этапы Всероссийских олимпиад проходят в период с конца марта по конец апреля включительно. К олимпиаде по каждому из предметов существует большой ряд важных документов, начиная от положения по проведению заключительного этапа и заканчивая результатами регионального тура. Эти документы очень нужны всем, кто имеет отношение к олимпиадам — и членам оргкомитета, и членами жюри, и руководителям делегаций команд. Есть официальный сайт Всероссийской олимпиады школьников, на котором все эти документы раньше можно было найти — www.rusolymp.ru. Но надо же было такому случиться, что в преддверии заключительных этапов по всем 20 предметам, в самую горячую пору, этот сайт прекратил свою работу!
Официально это связано со сменой сопровождающей компании сайта, но на деле выглядит в лучшем случае как банальное разгильдяйство, а в худшем как злой умысел.
Последнее предположение вполне имеет право на жизнь: год назад в конце апреля (под конец олимпиадного времени) сайт также не работал, а нетрудно понять, что в другое время года этот ресурс пользуется не такой большой популярностью.
Вообще если попробовать поискать в интернете официальные сайты Всероссийских олимпиад по конкретным предметам, то результаты впечатлят лишь в плохом смысле этого слова. Большинство ссылок ведут на неработающий www.rusolymp.ru и на некоторые региональные сайты, где каким-то образом имеется программа и список победителей ряда прошедших олимпиад. Только по астрономии есть полноценный сайт Всероссийской олимпиады, который содержит исчерпывающую информацию — и документы, и результаты, и итоги предыдущих олимпиад с фотоархивом. Такой информативный сайт — это личная инициатива одного из членов центральной методической комиссии по астрономии. В целом же предполагается, что есть www.rusolymp.ru и подобные сайты не нужны, но, как показывает практика и пример астрономии, это большое заблуждение.
Конечно, автора данной заметки можно упрекнуть в пристрастном отношении к астрономии. Но данный предмет уже несколько лет отсутствует в обязательной школьной программе, и в ходе олимпиады в Анапе этот факт с грустью констатировался не один раз.
При этом в школьной программе находится место такому предмету, как основы религиозных культур и светской этики.
Но разве нормально, когда, согласно опросам общественного мнения, треть жителей России считает, что Солнце вращается вокруг Земли? Разве нормально, что половина людей в стране не понимают разницы между астрономией и астрологией и требуют от астронома, доктора наук, сказать, что говорят звезды о будущем, и называют астрономический институт астрологическим? В сентябре 2009 года ГАИШ МГУ проводил акцию «Сто часов астрономии», и за месяц общедоступных наблюдений в университетские телескопы пришли посмотреть порядка десяти тысяч человек, так что эту акцию решено повторить в нынешнем году! Космос ведь всегда интересовал человечество, и когда-то наша страна была ведущей космической державой. Но что сейчас? Сейчас в Москве (с 1992 года) не работает планетарий, и, несмотря на все заверения Лужкова, нет уверенности, что он откроется в конце нынешнего года.
Порой складывается ощущение, что кому-то выгодно «оболванивание» населения России, и один из способов достижения этой цели как раз заключается в реформировании школьного образования.
Стоит отметить, что на астрономической олимпиаде в Анапе школьники прекрасно справились с теми задачами, где достаточно просто было установить алгоритм вычислений, ведущих к правильному ответу. А вот с задачами, где требовалось продемонстрировать творческое мышление и эрудицию, школьники справились не так хорошо. Отсюда напрашивается вывод, что в школах не очень хорошо учат детей думать, зачастую делая упор на «зубрежку».
Академик Эдуард Кругляков, возглавляющий Комиссию РАН по борьбе с лженаукой, в интервью «Газете.Ru» рассказывал, как в Новосибирском университете на физфаке ведется дискуссия о том, что первые полтора курса надо посвятить ликвидации последствий школьного образования, подготовить студентов к восприятию университетских курсов.
Автор настоящей заметки считает, что отсутствие астрономии в школьной программе как раз приведет к тому, что через некоторое время уже не треть, а половина населения страны будут думать, что Солнце вращается вокруг Земли или, чего доброго, что Земля стоит на трех китах. Слабо верится, что люди, которые будут так считать, окажутся способны освоить инновационные технологии, о которых так много говорит руководство страны, или же продвигать вперед фундаментальную науку. Образованные же люди рано или поздно столкнутся с рядом проблем (низкая зарплата, отсутствие достойного финансирования, бюрократия и т. п.), которые будут мешать им нормально заниматься наукой в своей стране, как это уже сейчас происходит с победителями Всероссийских олимпиад 10–15 летней давности.