Комментируя первый рабочий запуск Большого адронного коллайдера (БАК), представители руководства CERN выглядели очень радостными и охотно шутили даже в ответ на довольно серьезные вопросы. Директор CERN по ускорителям Стив Майерс, директор CERN по физике Филип Блок, руководитель CMS Гвидо Тонелли, руководитель LHCb Андрей Голутвин, руководитель ATLAS Фабиола Джанотти и руководитель ALICE Юрген Шукрафт охотно делились с журналистами своим хорошим настроением. Все-таки был проведен успешный запуск такого сложного устройства, как Большой адронный коллайдер, на глазах у прессы с одновременной спутниковой трансляцией по всему миру, и успех этого мероприятия – серьезный повод для радости и вздоха облегчения. Только генеральный директор CERN Рольф Хойер, виртуально присутствовавший на пресс-конференции из студии в Токио, выглядел не таким бодрым. Однако его можно понять: во время пресс-конференции в Стране восходящего солнца была уже ночь, а предыдущий день был богат на волнения.
Две неудачные утренние попытки столкновений пучков протонов не остались без комментариев.
«Мы, возможно, дали людям лишний повод для волнений и сомнений, совершив две неудачных попытки столкновений протонов. Однако могу заверить вас, что ни та, ни другая напрямую не связаны с БАК и никак не являются свидетельством недостаточной готовности прибора к работе. Первая попытка не удалась, так как у нас был перебой электроснабжения со стороны Франции из-за банальной грозы. Во второй раз возникли неполадки в SPS – ускорителе, откуда пучки протонов попадают в БАК, поэтому пучок был потерян. И уже третья попытка, как вы все видели, была удачной», — объяснил Стив Майерс.
Все руководители экспериментов сошлись на том, что произошедшее событие уникально и не знает аналогов в развитии физики и в мировой истории вообще.
«Сегодня мы установили замечательный рекорд. Мы немного дали поволноваться вам, да и сами, конечно, не были спокойны во время утренних перебоев, однако теперь все эти проблемы забыты, и я поздравляю всех с нашим большим успехом. БАК наконец работает, и все детекторы показывают себя очень хорошо. В прошлом году мы лишь приоткрыли дверь в новую физику. Теперь она открыта настежь, и мы стоим на пороге больших открытий. Я уверен, что уже через несколько недель физики дадут хорошие данные», — сказал Юрген Шукрафт.<4>
«Мы все полны эмоций и энтузиазма. БАК — это фантастические высокие технологии, фантастический прибор, — сказала Фабиола Джанотти. — Но я хочу подчеркнуть, что за ними стоят обычные люди, люди со всего мира, со своими характерами, амбициями, иногда сомнениями. И многие из этих людей совсем молодые. В коллаборации ATLAS, которую я возглавляю, из трех тысяч ученых тысяча – это студенты и аспиранты.
Я рада, что молодые люди стоят у истоков новой науки.
Первые столкновения — это одновременно и начало, и конец. Это конец 20-летнего процесса проектирования и строительства, беспрецедентной истории создания уникальных технологий, уникального прибора. Но вместе с тем это начало – начало новой физики».<2>
«Тысячи людей приложили свои усилия к запуску БАК, и вот наконец мы видим результаты. Уже сейчас на детекторе CMS мы наблюдаем по 50 интересующих нас событий в секунду – это очень много. Мы сразу начали анализ данных, и мы уже видим новые штрихи в этой картине. Это то новое, что мы ожидали, что надеялись увидеть. Теперь нам предстоит большой труд – изучение процесса работы детектора, обработка данных, которая принесет лучшее понимания происходящих событий. Как только мы это поймем, мы будем готовы к новым принципиальным открытиям. Нам предстоит обработать тысячи и миллионы событий, чтобы набрать необходимую статистику, обработать данные и получить серьезные результаты. Я очень горд, что мы уже получили первые результаты обработки благодаря замечательными людям, разработавшим замечательное программное обеспечение. Например, когда я был молод, такая обработка заняла бы около трех месяцев, а теперь мы делаем это за час. Пока это не большие открытия, но первые шаги мы делаем уже сейчас, и это важно», — сказал Гвидо Тонелли. <1>
«После непростого утра мы все можем вздохнуть с облегчением. Это компенсация за наше терпение и нашу работу, и радостно, что наконец она получена. Мы начали сбор данных и ждем новых волнующих открытий», — сказал Андрей Голутвин.
Генеральный директор CERN Рольф Хойер в Токио отметил «день рождения» физики на БАК необычным образом – не шампанским, а красным вином.
«Я пью это вино 1991 года: именно от этого года считает свою историю БАК, тогда было одобрено начало проекта. С тех пор прошло много времени, и наконец мы начали получать замечательные результаты. Мы поздравляем всех, кто внес свой вклад в началом новой физике на БАК», — сказал Хойер.
На вопрос о том, какая из фундаментальных задач БАК является для них наиболее интересной, руководители экспериментов CERN на БАК ответили по-разному. Юрген Шукрафт отметил проблему изучения состояния вещества при зарождении Вселенной. Фабиолу Джанотти больше интересует разгадка тайны темной материи. Гвидо Тонелли мечтает увидеть бозон Хиггса. <3>Андрей Голутвин же заявил: «Я не могу назвать самый интересный для меня объект, потому что для этого нужно знать, чего ждешь, иметь теорию. На нашем эксперименте мы как раз надеемся найти эту теорию для наших объектов».
Рольф Хойер, конечно, не стал выделять из задач «любимчика» и ответил коротко: «Stay tuned» («оставайтесь с нами» — англ.).
Не был обойден вниманием и вопрос поломки коллайдера, произошедшей в 2008 году. Стив Майерс заверил, что эта ситуация больше не повторится. «Мы решили проблемы соединения магнитов, одно из которых привело к поломке. Кроме того, за время ремонта мы смонтировали совершенно новую эффективную систему безопасности. Все оборудование проходило многоступенчатую систему тестирования. Однако для перспективного запуска на запланированной изначально энергии столкновений 14 ТэВ еще необходимы дополнительные усовершенствования», — заявил Майерс.
Гвидо Тонелли и Фабиола Джанотти, возглавляющие эксперименты CMS и ATLAS, которые ориентированы на решение одной и той же задачи – поиск новых частиц, — отметили положительную роль здоровой конкуренции между экспериментами.
«Каждый из нас идет своим путем. Дружеское соревнование между нами стимулирует нас к самосовершенствованию. Но все же я считаю, что ATLAS лучше, чем CMS», — с улыбкой сказала Джанотти. «Это замечательно, что на БАК мы имеем возможности проверять наши результаты, получая их независимо с разных установок и разными методами. Это дает нам большую уверенность при исследовании действительно сложных задач. Каждый из нас старается выбрать лучшие технологии, лучший подход. Но я, конечно, считаю более эффективным CMS», — не остался у нее в долгу Тонелли.
В заключение пресс-конференции Рольф Хойер рассказал о перспективах CERN и планах постройки линейного коллайдера. В ответ на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о деталях функционирования нового прибора он ответил: «Плох тот ученый, который, имея успешное настоящее, не строит грандиозных планов на будущее.
Конечно, мы уже думаем о новом линейном коллайдере. В нем будут сталкиваться не протоны, а электроны и позитроны, как это было в нашем предыдущем кольцевом коллайдере LEP.
Энергия необходимых столкновений будет определена исходя из результатов работы БАК».