Друзья познаются в беде, а истинный характер человека – в экстремальной ситуации. Каждая личность проходит в тот или иной жизненный момент проверку на прочность, однако некоторых она застает в приватной обстановке, а некоторые оказываются (оказались), например, на «Титанике» или «Лузитании». И перед лицом истории могут (или не могут) проявить эгоизм или любовь к людям.
Если история гибели «Титаника» 14 апреля 1912 года хорошо известна и интерпретирована на разные лады с десяток раз, то «Лузитания» не так известна. Этот британский лайнер после восьми лет успешного совершения трансатлантический рейсов был торпедирован немецкой подводной лодкой 7 мая 1915 года и затонул за 18 минут всего в 13 км от берегов Ирландии. Погибли 1198 из 1959 человек, находившихся на борту (для сравнения, на «Титанике» погибли 1502 из 2208 путешественников, и тонул он около трех часов).
История сохранила для нас поразительную особенность: пассажиры «Лузитании» (прежде всего наиболее сильные и дееспособные мужчины) большей частью думали лишь о себе, а вот на «Титанике» многие были готовы пожертвовать жизнью, спасая женщин и детей. В частности, известно, что главный архитектор «Титаника» Томас Эндрюс героически погиб, спасая женщин и детей, и не воспользовался своим правом занять место в спасательной шлюпке.
Психологи полагают, что социальное поведение в таких случаях определяется скоростью развития чрезвычайной ситуации с риском для жизни.
«Когда приходится действовать очень быстро, инстинкты руководят человеком в большей степени, чем приобретенные социальные нормы и принципы. Инстинкты просто срабатывают автоматически, а значит, быстрее», — отметил профессор Бенно Торглер, автор исследования моделей поведения на «Титанике» и «Лузитании», опубликованного в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Кораблекрушения являются в определенном смысле идеальными «психологическими лабораториями». Люди находятся в совершенно замкнутом пространстве, убежать от обстоятельств физически невозможно. Катастрофы «Титаника» и «Лузитании» были выбраны для исследования из-за сходства: доля выживших, конструкция судов, дата катастрофы отличаются мало. Кроме того, социальная структура членов экипажа и пассажиров судна тоже отличались мало.
Ученые подробно проанализировали статистику по погибшим и выжившим на обоих кораблях, включив в анализ следующие позиции: пол, возраст, класс обслуживания, национальность, семейные связи с другими пассажирами. Вот по этим точным параметрам катастрофы уже заметно различались.
Дети во время крушения «Титаника», как оказалось, имели на 14,8% больше шансов выжить, чем взрослые.
На «Лузитании», напротив, дети имели на 5,3% больше шансов погибнуть. Статистика по женщинам еще более яркая – на «Титанике» они выживали на 53% чаще, чем мужчины, а на «Лузитании» — на 1,1% реже.
В целом понятно, что на «Титанике» мужчины приложили максимум усилий к спасению женщин и детей, а на «Лузитании» — самих себя. Психологи считают, что три часа – достаточное время, чтобы инстинкты отступили, передав управление социальным нормам и воспитанию, а 20 минут для этого слишком мало.
Однако у высказанной идеи уже появились критики.
«Идея чувства времени при попытке выжить прекрасна, но, возможно, слишком упрощает модель. Возможно, для правильной интерпретации необходимо изучить групповое поведение людей, уделив больше внимания взаимосвязи индивидуумов внутри групп», — считает профессор социологии университета Делавара Бениньо Агерре.
Сам Агерре опубликовал работу, посвященную анализу социального поведения людей во время пожара в ночном клубе на Род-Айленде в 2003 году. Он выяснил, что люди, находившиеся в клубе с друзьями, родственниками или знакомыми, имели меньше шансов выжить, чем «одиночки», которым не о ком было заботиться, кроме самих себя.
В ходе анализа ситуации на «Титанике» и «Лузитании» в расчет брались только семейные связи. Возможно, более правильным было бы учесть и взаимоотношения друзей, коллег и знакомых. В случаях когда речь идет о выборе «жить или умереть», такие связи тоже могут оказывать заметное воздействие на поведение человека.
Сейчас авторы описываемого исследования продолжают изучение социального поведения во время катастроф. На этот раз они анализируют тексты коротких сообщений, которые отправляли люди, запертые в башнях Международного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Оказалось, что основные мотивы этих сообщений – любовь к семье и вера в Бога.