Боги Карфагена любили детей

В Карфагене не проводились массовые жертвоприношения младенцев

Александра Борисова
Ветхозаветные сказания о массовых детских жертвоприношениях в древнем Карфагене не соответствуют действительности, показало исследование международной группы археологов и антропологов. Карфагеняне хоронили младенцев в священных местах вне зависимости от того, какой смертью они умерли.

Древние цивилизации на самом деле не были столь бесчеловечными и жестокими, как кажется нам теперь, по прошествии тысяч лет. Возможно, мы не понимаем многих их обычаев и традиций, но в контексте времени они зачастую выглядят достаточно приемлемо и обоснованно.

Так, например, ученые опровергли устоявшееся и почти официально признанное заблуждение: древние карфагеняне на самом деле не проводили систематических жертвоприношений младенцев богам.

Изучение материала из 348 похоронных урн позволило опровергнуть эту гипотезу. Примерно пятая часть из кремированных и захороненных во славу богам младенцев умерли еще в утробе матери либо сразу после родов. Следовательно, младенцев кремировали и хоронили в церемониальных урнах вне зависимости от причины их смерти. И смерть эта далеко не всегда была насильственной и происходила на жертвеннике. Это доказательство можно считать вполне разумным: чтобы подготовить младенцев к официальному жертвоприношению, наверняка требуется определенное время, а захороненные дети не проживали и часа после родов (или были мертворожденными). Это исследование публикует журнал PLoS ONE.

Археологи проанализировали останки, найденные в погребальных урнах древнего Карфагена – государства, существовавшего на территории современного Туниса в первом тысячелетии до нашей эры.

Апологеты библейских сказаний уверены, что еще в III в. до н. э. карфагеняне практиковали постоянные жертвоприношения младенцев.

Археологи не были столь однозначны в оценках, отметил профессор истории, антропологии и философии науки Джеффри Шварц, один из авторов работы и президент Всемирной академии искусства и науки. Он и его коллеги придерживаются более «мягкой» версии – младенцы-пуны (так по-другому называли финикийцев, основавших Карфаген) подвергались кремации и ритуальному захоронению вне зависимости от того, какой смертью умирали. Нужно ли говорить, что детская и младенческая смертность в то время была чрезвычайно высокой.

«Наше исследование еще раз обращает внимание на то, что историки должны принимать во внимание все возможные данные и результаты исследований, когда занимаются «дешифровкой» моделей поведения древних социумов. Гипотеза о регулярных жертвоприношениях младенцев в Карфагене основана ведь не на изучении кремированных останков. Ее истоки лежат в примерах человеческих жертвоприношений, описанных несколькими древними летописцами. Древние летописные источники зачастую являются спорными и не могут быть однозначно датированы и проанализированы. В первую очередь апологеты теории жертвоприношений ссылаются на Ветхий завет, который, при всей его важности в мировой культуре, является не менее спорным при использовании в качестве исторического памятника. Наше исследование показало, что детские жертвоприношения действительно иногда могли проводиться в Карфагене.

Однако оно полностью опровергает теорию о том, что карфагеняне были жестоким стадом, регулярно убивавшим своих собственных детей»,

— отметил Шварц.

Антропологи изучили прах из погребальных урн специального захоронения, где покоились только младенцы и животные. Детей постарше, взрослых и стариков хоронили отдельно. Собственно, именно обычай захоронения младенцев и животных в отдельном священном месте и породил гипотезу о жертвоприношениях.

Остатки костной ткани были проанализированы на предмет наличия маркеров, которые могли бы рассказать о причине смерти ребенка или хотя бы о его возрасте в момент смерти. Были измерены размеры черепа, бедренной кости, длинной трубчатой кости и зубов (если они были). Выяснилось, что большая часть детей умерла во время первого года жизни. Значительной их части было от двух до пяти месяцев. Однако по меньшей мере 20% фрагментов скелетов были настолько маленькими, что могли принадлежать либо мертворожденным недоношенным детям, либо младенцам, родившимся недоношенными и погибшим сразу после появления на свет.

Останки 50 «маленьких» младенцев были отправлены на дополнительное исследование остатков зубов. Анализ основывался на том, что темный слой появляется в зубах человека в период между прерыванием производства эмали при рождении и его возобновлением примерно после двух недель жизни. Темная линия зачастую используется для идентификации возраста смерти младенца.

Исследование показало, что эта «родовая» линия наблюдалась у 24 младенцев, то есть оставшиеся 26 умерли в утробе матери или сразу после родов.

Кроме того, анализ содержимого урн также отрицает факт возможных массовых детских жертвоприношений. Ни одна из урн не содержит фрагментов скелета, которые могли бы принадлежать более чем двум особям. Несколько урн содержали «лишние» фрагменты, однако дополнительный анализ показал, что они остались в сосуде после предыдущих кремаций и оказались смешаны непреднамеренно.

Кроме того, опровергнуто и мнение, что карфагеняне приносили в жертву первого рожденного младенца мужского пола в каждой семье.

Антропологи определили пол захороненных младенцев, измерив седалищную вырезку (щель в задней части таза, которая обычно шире у женщин) у 70 найденных костных образцов. Выяснилось, что 40 из них принадлежали младенцам женского пола и только 27 – мужского. Для трех образцов пол определить не удалось.

Исследователи считают, что высокая статистика дородовой и младенческой смертности в древнем Карфагене вполне согласуется с современными данными о количестве рождений недоношенных детей, выкидышей и «смертей в колыбели». В условиях жизни древних городов младенцы становились легкими жертвами болезней и антисанитарии, господствовавших в древних городах, например Риме или Помпеях.