Америка с Обамой станет другой – это «Change we need», как говорилось еще во время его предвыборной кампании. Вот только всем ли понравится быть другими – пока неясно. Вчера во время объявления проекта бюджета на 2011 год Обама обнародовал новую стратегию освоения космоса, которая предлагает значительно измениться и NASA – государственному агентству с 52-летней историей.
Пока планы остаются весьма расплывчатыми – в них умалчивается главное: куда и когда агентство сможет отправлять астронавтов и беспилотные космические корабли. Однако и без этого планируемые изменения впечатляют. Если инициатива Обамы будет принята, то уже через несколько лет облик NASA изменится до неузнаваемости. Исчезнет главное – привычное право государственного агентства на разработку и обслуживание своих собственных космических кораблей. NASA будет лишь покупать своим астронавтам билеты на коммерческие «рейсы». Кроме того, в условиях экономии агентству придется отказаться от программы возвращения на Луну, что, разумеется, подогреет споры скептиков на тему «а был ли мальчик» — высаживались ли в действительности американцы на поверхность ночного светила. Миссии по освоению далекого космоса тоже ждут перемены.<4>
Они потеряют «национальную принадлежность» и должны будут выполняться в кооперации с другими странами (не в последнюю очередь подразумевается финансовое участие коллег в проектах).
Такие планы не могли оставить никого равнодушным. Одни считают, что это начало похоронного марша американских пилотируемых программ и потери национальной гордости а ля «зато, говорю, мы делаем ракеты». Другие, напротив, полны восторга и оптимизма, считая, что перевод ракетостроения в частные руки сделает космос не эфемерной, а практически полезной областью. Так или иначе, чтобы составить суждение о проекте, необходимо в нем разобраться. Итак, что же ждет NASA.
Во-первых, как и ожидалось, проект Обамы подразумевает закрытие программы ракеты-носителя Арес-I, которая должна была прийти на смену отработавшим свое и признанным недостаточно эффективными и безопасными шаттлам. Во-вторых, что было менее ожидаемым, закроется и программа «Орион» — собственно, космический корабль для космонавтов, доставкой которого и должен был заниматься Арес-I. Между тем «Орион» планировался не только как транспорт для доставки космонавтов на МКС (с продлением срока эксплуатации которой США все-таки согласились), но и как капсула для полетов за пределы околоземной орбиты.
Эти меры позволят бюджету NASA сэкономить $6 млрд. За период 2011–2015 годов агентству планируется выделить в целом $100 млрд. Впрочем, сбережение средств в будущем чревато тратами в настоящий момент. На программу возвращения на Луну уже потрачено $9 млрд, и эти средства вернуть не удастся. Расторжение заключенных контрактов на сотрудничество с Boeing, Lockheed Martin, Alliant Techsystems и другими компаниями будет стоить еще $2,5 млрд.
Функции замораживаемого проекта NASA Арес-I по доставке астронавтов на МКС должны будут выполнять частные «такси», разработанные сторонними компаниями. На это правительство готово выделить $6 млрд. Впрочем, такая идея дает еще большую пищу для сомнений скептикам. Во-первых, нет никакой возможности проверить, смогут ли частные компании выполнить свои обещания по созданию пилотируемого летательного аппарата так быстро и дешево, как обещают.
Если сроки поставки не будут выполнены, NASA нечем будет подстраховаться, и после закрытия программы шаттлов оно попадет в длительную зависимость от запусков российских «Союзов».
Нельзя сказать, что такая перспектива приводит в восторг американцев.
Во-вторых, лишаясь контроля над всеми ступенями процесса создания ракеты, государство ставит под вопрос безопасность дальнейших миссий. То, что частные компании, стремясь удешевить производство и сделать свои предложения более выгодными, склонны жертвовать дополнительными тестами продукции и технологиями качества, выяснилось не вчера. Но в случае пилотируемых космических аппаратов этот аспект приобретает особенную значимость. В отсутствие полного контроля производства не совсем понятно, как NASA может лицензировать безопасность полета до того, как он состоится. Цена же ошибки в таком случае слишком велика – это не только человеческая жизнь, но и международный престиж державы, перспективы дальнейших полетов и освоения космоса. Кроме того, выпуская из рук процесс обслуживания летательных аппаратов, NASA рискует растерять полувековой опыт в этой области, а новые частные компании попросту его не имеют и все должны начинать с нуля.
Тем не менее уже называются компании-претенденты, готовые разработать пилотируемый аппарат. Это Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX), которая предлагает ракету Falcon 9 и United Launch Alliance (СП Boeing и Lockheed Martin) с ракетами the Delta IV и Atlas V, которые пока могут лишь доставлять грузы в космос. И тем, и другим предстоит еще пройти долгий путь до создания работающего пилотируемого космического аппарата.
Планы по пилотируемым миссиям за пределы земной орбиты вообще особенно не артикулируются.
Так или иначе, они будут возможны только в рамках международного сотрудничества.
Такие проекты больше будут напоминать МКС начала третьего тысячелетия, чем шесть посадок на Луну в рамках программы «Аполлон» во времена гонки вооружений и освоения космоса.
В рамках пятилетнего бюджета Обамы планируется выделить $18 млрд на развитие новых технологий, в частности, топливных станций на орбите Земли, новых типов двигателей, которые смогли бы развивать принципиально большие скорости, а также автоматические «заводы», которые могли бы производить ракетное топливо из почвы Луны – и, возможно, даже Марса.
Изменения в финансировании в меньшей степени должны сказаться на научных программах NASA. Так, запуск очередной миссии к Марсу, Mars Science Laboratory, который должен был состояться в 2009 году, по-прежнему планируется осуществить в 2011 году. Космический телескоп имени Джеймса Уэбба, который должен прийти на смену «Хабблу», изначально планировалось вывести на орбиту в 2013 году, затем было принято решение о его запуске на год позже.
В свете сокращения финансирования сообщается, что NASA по-прежнему намерено осуществить запуск в 2014 году, а вероятность того, что это произойдет, составляет 70 процентов.
Согласится ли конгресс с планами Обамы по реструктуризации NASA, покажет только время. Однако легко понять, кто станет непримиримыми оппонентами проекта. Прежде всего, это будут представители Алабамы, Флориды и Техаса – штатов, где расположены самые крупные центры NASA. Для них изменение лица агентства обратится вместо стратегических идей в массовые сокращения и проблемы безработицы. Причем в случае этих штатов партийная принадлежность сенаторов уже не сыграет своей роли. На прошлой неделе сенатор от штата Билл Нельсон, соратник Обамы по Демократической партии, выразил глубокие опасения по поводу проекта и осудил экспертов, которые рекомендовали Обаме остановиться на нем. <3>Впрочем, уже вчера он высказывался более мягко: «Я согласен, что Арес-I — это неважный «стартер», потому что он не будет готов к 2018 году. Я надеюсь, что ставка Обамы на частный бизнес – это правильный выбор, и конкуренция за обслуживание NASA поможет получить лучший результат».
Среди сторонников программы Обамы, конечно, в первую очередь частные бизнесы, которые готовы бороться за миллиардные контракты по обслуживанию NASA.
Они дают серьезные обещания по разработке новых ракет и считают предлагаемый бюджет разумным. Однако учитывая их личную заинтересованность в проведении реструктуризации государственного агентства, вряд ли стоит считать такое «экспертное» мнение объективным.
Так или иначе, пока мало кто берется предсказать результаты голосования конгресса, и весь мир может только с интересом наблюдать за судьбой иконы мировой космонавтики.