Разгром кораблей Тихоокеанского флота США в бухте Перл-Харбор 7 декабря 1941 года, потрясший мир и втянувший Америку во Вторую мировую войну, оставил заметный след и в истории, и в искусстве разных стран. Однако ход событий в тот день до сих пор точно не описан: в частности тайной для военных историков стала так называемая «пятая субмарина Перл-Харбора» — бесследно исчезнувшая японская подводная лодка, которая должна была участвовать в атаке. Исследователи предполагают, что именно она торпедировала «ряд линкоров» (Battleship Row – 6 пар специальных бетонных свай, к которым швартовались большие корабли) у острова Форд. Теперь она найдена.
Изначально в атаке должны были участвовать пять японских малых подводных лодок. Четыре из них были уничтожены или наткнулись на рифы, а судьба пятой оставалась для военных историков загадкой. Однако в последнее время были обнаружены археологические свидетельства того, что именно это судно выпустило две 450-килограммовые торпеды по линкорам «Западная Вирджиния» и «Оклахома», вследствие чего последний перевернулся и затонул. Ученые полагают, что экипаж подводной лодки затопил ее днем позже в соседнем Западном заливе бухты Перл-Харбор. Именно в этом заливе в 1944 году произошел мощный взрыв. Там базировались шесть танкодесантных кораблей, которые готовились к операции на острове Сайпан (Марианские острова, тогда принадлежали Японии, сейчас – США). Однако на них взорвались боеприпасы, в результате чего погибли 200 моряков, еще несколько сот получили ранения.
Операция по высадке на Сайпан была строго секретной, поэтому до сих пор информация об инциденте достаточно скудна. Останки взорванных танкодесантных кораблей вывозились за пределы бухты очень оперативно, потому что бухта должна была стать складом боеприпасов. Тогда же вместе с фрагментами кораблей со дна бухты была убрана и малая подводная лодка, не замеченная среди образовавшегося мусора. Там ее и обнаружили археологи.
«Сейчас у нас есть шанс переписать историю. Если в 1941 году небольшая подводная лодка могла потопить такой линкор, как «Оклахома», нам следует опасаться их и сейчас»,
— отметил военно-морской историк и сам бывший подводник Паркс Стивенсон.
Найденная малая подводная лодка (длиной всего 24 метра) рассчитана на экипаж из двух человек и не имеет названия или индивидуального номера. Такие суда маркированы в соответствии с большой подводной лодкой, которая перевозила их. Лодка имеет маркировку I-16-tou («tou» по-японски «судно»). Она передвигалась с помощью электрического мотора мощностью в 600 лошадиных сил и могла под водой развивать скорость до 19 узлов (около 35 км/час).
Три фрагмента субмарины были найдены в ходе плановых тестовых погружений батискафа Гавайской лаборатории подводных исследований между 1994 и 2001 годами.
Однако тогда эти фрагменты считали частью военных трофеев, взятых во время битвы за Гуадалканал в 1942 году или другого сражения, затем привезенных на Гавайи и затопленных. Однако в 2007 году исследованиями фрагментов лодки занялся Стивенсон, занимавшийся поисками пропавшей японской подводной лодки.
Последний след лодки теряется вечером в день, следующий за днем нападения на Перл-Харбор. В 22.41 8 декабря 1941 года член экипажа I-16 получил радиосообщение с I-16-tou, в нем говорилось об успехе операции. Судя по этому сообщению, экипаж малой подводной лодки смог найти в бухте укрытие, где оставался незамеченным под водой еще сутки. После этого лодка поднялась на поверхность и отправила сообщение. Затем моряки, видимо, самостоятельно затопили лодку, потому что на ней они не могли выбраться из порта. Восточный залив представлялся удачным местом для этого, но там исследователям не удалось обнаружить никаких следов лодки.
Однако внимание историков привлекли останки подводной лодки, найденные вне бухты.
«Как только я увидел обломок носовой части, я понял, что это «потерянная» пятая субмарина. Дело в том, что японские военные модифицировали сетепрорезатели на носу субмарин для особых заданий, а обнаруженный фрагмент идентичен обнаруженным на четырех других малых подводных лодках Перл-Харбора», — объяснил Стивенсон, слова которого приводит The Los Angeles Times.
Кроме того, среди фрагментов судна не было обнаружено ни одной торпеды, то есть они были использованы до потопления судна. В пользу того, что линкоры были торпедированы с малой подводной лодки, говорят еще два факта. Недавно рассекреченная фотография, сделанная с японского самолета, позволяет различить мини-субмарину, выпускающую торпеду по «ряду линкоров». Кроме того, еще в 1942 году были опубликованы данные о найденной в бухте неразорвавшейся тяжелой торпеде (450 кг), а это в два раза больше, чем масса торпед, которые могли тогда перевозить самолеты-бомбардировщики. Видимо именно она предназначалась линкору «Западная Вирджиния».
В пользу подводного торпедирования говорит и характер повреждений «Оклахомы»: обшивка корабля пострадала куда сильнее, чем это бывает при воздушном торпедировании.
Скорее всего именно особенно мощный подводный взрыв перевернул и потопил корабль. Если бы этой торпеды не было, «Оклахома» должна была бы пойти ко дну вертикально, как и другие корабли.
Судьба двух членов экипажа пятой подводной лодки неизвестна. Однако на одной из четырех захваченных субмарин была найдена карта, на которой показан дом в городе Перл, где могли скрыться японские моряки в случае потери судна. Возможно, именно этим убежищем воспользовались два члена экипажа пятой лодки, после того как потопили ее.
У выдвинутой гипотезы есть и оппоненты. Они утверждают, что обнаруженные доказательства являются лишь косвенными. Проведенное исследование не позволяет закрыть вопрос о пятой субмарине Перл-Харбора и работу нужно продолжать, считают скептики.