Число часовых поясов в нашей стране может уменьшиться. Президент России Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию указал на то, что наличие такого большого количества поясов, которое «традиционно было поводом для гордости россиян», создает существенные проблемы. «Задумывались ли мы когда-нибудь серьезно о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять страной, не приводит ли к использованию слишком дорогих технологий?» — заявил глава государства.
В частности Дмитрий Медведев предложил перенять опыт Соединенных Штатов, где всего 4 часовых пояса (не считая Аляску и Гавайские острова). Кроме этого предлагается обсудить целесообразность перехода на зимнее и летнее время. По мнению президента, эта практика также дает сомнительные выгоды при существенных затратах.
Но США вытянуты с востока на запад куда меньше, чем Россия. Континентальная часть США, о которой идет речь, занимает территорию от 65 до 125 градусов западной долготы и делится на четыре часовых пояса. Россия (без Калининградской области) тянется от 20 градусов восточной долготы до 170 градусов западной долготы и делится на 10 часовых поясов. Несложные подсчеты показывают, что США «раздроблены» на пояса даже чаще, чем Россия. Даже сравнительно небольшие Мексика и Австралия разделены на три пояса.
Настоящим примером «слияния» часовых поясов является Китай, где вся страна живет по времени столицы – Пекина, хотя географически территория растянута на пять часовых поясов. Нет в Китае и перехода на летнее время. Видимо, именно на этот пример и ориентируется президент, говоря об экономических выгодах объединения поясов. Однако и в этом случае выгоды унификации времени не столь очевидны. Китай стал пользоваться единым временем только с 1949 года, когда к власти пришла коммунистическая партия. До этого страна была разделена на пять часовых поясов. Сотрудник посольства КНР в Москве объяснил, что единое время используется для упрощения функционирования промышленных предприятий и транспорта на территории страны. Однако обычные люди практически живут по разному времени: в Пекине предприятия и офисы начинают работать в 8.00 по общекитайскому времени, а например в Синьцзяне — самом западном регионе страны — люди приходят на работу к 11–12 часам. Фактически такой режим вполне соответствует региональному поясному времени и дает возможность совмещать систему единого времени в стране с нормальным функционированием людей в рамках светового дня.
В конце октября с идеей сокращения часовых поясов уже выступал профессор Геннадий Лазарев. Ректор Экономического университета Владивостока, депутат Законодательного собрания Приморья предложил сократить число часовых поясов с 11 до четырех: Калининград, Москва, Урал и Сибирь.
Переход на летнее время (и введение декретного времени), который медики оценивают весьма неоднозначно, был введен именно из экономических соображений. Центральное диспетчерское управление Единой энергосистемы подсчитало, что при переходе на летнее время экономия электроэнергии составляет 4,5 млрд кВт•ч. РАО «ЕЭС России» заявляло, что в год на переводе стрелок каждый россиянин экономит около 60 рублей. Бюджет страны же пополняется на 8 млрд 140 млн рублей. Власти пытались максимально совместить время бодрствования населения со световым днем, особенно коротким зимой. Вредит ли здоровью людей перевод стрелок или нет, достоверно не доказано. Однако пекущиеся о сне граждан депутаты пытались отменить летнее время как минимум дважды – в 2003 и 2008 годах. Оба раза инициатива не была поддержана.
Если «приблизить» Дальний Восток к Москве, темнеть там будет не в шесть часов вечера, а в три часа дня или даже раньше. Потребление электроэнергии в этом случае значительно возрастет.
Экономические последствия возможной отмены перехода на летнее время и сокращения числа часовых поясов в стране эксперты оценивают по-разному.
«Это комплексная и сложная задача. Оценить все за и против – это, безусловно, в компетенции руководства страны. Для нас, как государственной компании, решение обязательно к исполнению. И мы со своей стороны обеспечим функционирование системы при любом решении», — сообщил представитель «Системного оператора ЕЭС» (СО ЕЭС) Дмитрий Батарин.
Согласно подсчетам СО ЕЭС, переход на летнее время позволяет сэкономить за шесть месяцев, с апреля по сентябрь, около 2 млрд киловатт-часов электроэнергии. Этого может хватить примерно на сутки освещения всей страны.
Однако Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития, не считает экономию средств при переходе на летнее время серьезной.
«Переход на летнее и зимнее время не является столь значимым для экономики. Фактор экономии ресурсов ничтожен, это просто погрешность статистики. Гораздо важнее самочувствие людей и животных. Если мы умножим 2 млрд киловатт-часов электроэнергии на средний тариф в 2 рубля, мы получим экономию около 4 млрд руб. Вопрос заключается в том, стоит ли самочувствие людей этих денег. Государство на строительство дорог, которые уже через полгода надо ремонтировать, больше тратит. Кроме того, СО ЕЭС смотрит потребление электроэнергии до и после перевода стрелок. Необходим расчет, какой могла бы быть выгода, если бы этого перехода не было и экономика работала бы в стабильном режиме».
Эксперт поддерживает идею уменьшения числа часовых поясов на территории России. «Сокращение часовых поясов привело бы к прямой экономии ресурсов и позволило бы сократить транзакционные издержки. Большое количество поясов затрудняет товарные и трудовые потоки, создает сложности в логистике, требует огромного бюрократического аппарата. Думаю, что эффект от сокращения часовых поясов может измеряться в будущем несколькими процентами ВВП», — отметил он.
Что касается железнодорожного транспорта, его работа не претерпит существенных изменений с сокращением числа часовых поясов, считает Евгений Алексеев, эксперт-аналитик отдела железнодорожного транспорта института проблем естественных монополий.
«Координация времени — это очень важная основа работы транспортных организаций, какой является ОАО РЖД. Однако предложение сократить число часовых поясов практически не окажет влияния на работу компании, так как и так весь железнодорожный транспорт страны (за исключением Калининградской и Сахалинской железных дорог, отрезанных от основной сети) работает по единому — московскому — времени.
Это очень удобно для оперативного управления движением поездов и планирования перевозок, так как большое число поездов следует на дальние расстояния, и таким образом обеспечивается согласованность работы всех служб, в том числе на местах, расположенных в разных часовых поясах.
Что касается проблемы летнего времени, то его отмена облегчит ОАО РЖД управление перевозками. Поскольку не будет необходимости диспетчерскому аппарату компании нивелировать лишний час», — объяснил он.
Быстрой реализации инициативы президента скорее всего ожидать не стоит. Помощник президента Аркадий Дворкович уже заявил, что простыми являются только сдвижки времени на один час. «В отдельных регионах сдвижка на час может произойти в любой момент. Там, где жители этого хотят и где специалисты говорят, что это возможно. Ничего сложного и драматического мы в этом не видим. Какие-то более серьезные решения — это не вопрос одного года. Нужно всесторонне это обсудить. Пока даже преждевременно говорить, что это возможно. Пока это постановка вопроса специалистам», — заявил он.
Ранее глава администрации Кремля Сергей Нарышкин сообщил, что решение о возможном сокращении количества часовых поясов в России будет принимать правительство. «Президент поставил задачу очень внимательно изучить вопрос, и очевидно, что частичное сокращение часовых поясов возможно», — сказал Нарышкин. Вместе с тем он затруднился высказать собственное мнение о том, сколько часовых поясов в такой большой стране, как Россия, можно было бы оставить.