В среду были объявлены имена лауреатов Нобелевской премии по химии за 2009 год. Ими стали британский сотрудник Лаборатории молекулярной биологии из Кембриджа Венкатраман Рамакришнан (родился в Индии в 1952 году), американский профессор Йельского университета Томас Штейц (родился в 1940 году) и сотрудница израильского Вайцмановского института наук Ада Йонат (родилась в 1939 году). Каждый из них получит по одной трети от премии «за изучение структуры и функций рибосомы».
Сегодня «нобелевские скептики» могут праздновать победу — окончательную и бесповоротную.
Новые нобелевские лауреаты премии по химии на 100% не имеют отношения к химии.
Они — биологи, занимающиеся белковой кристаллографией, то есть, можно сказать, отчасти физики (за разработку методов рентгенодифракционных исследований Макс фон Лауэ, а также отец и сын Брэгги получили Нобелевские премии по физике в 1914 и 1915 годах). Поэтому худшие опасения экспертов оправдались: Нобелевская премия по химии стала заменителем несуществующей премии по биологии, а также дополнением к существующей, но неадекватно маленькой для столь разветвленной дисциплины премии по физике. Все «истинные химики» — от синтетиков, создателей лекарств и катализаторов, до теоретиков — остались за бортом.
В отличие от Венкатрамана Рамакришнана и Томаса Стейца Ада Йонат называлась в числе кандидатов на Нобелевскую премию. СМИ объясняли это простым дополнительным фактором: Йонат — единственный претендент-женщина, а Нобелевскую премию по химии вот уже более 40 лет получают мужчины.
За всю историю Нобелевских премий лишь три женщины удостоились этой награды в области химии.
В 1911 году Нобелевскую премию по химии получила Мария Склодовская-Кюри «За выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента». Она также совместно с мужем Пьером Кюри получила Нобелевскую премию по физике за 1903 год. В 1935 году их дочь Ирен Жолио-Кюри вместе со своим мужем Фредериком получила Нобеля по химии «За выполненный синтез новых радиоактивных элементов». И, наконец, в 1964 году лауреатом премии стала коллега Ады Йонат, кристаллограф Дороти Кроуфут Ходжкин «За определение с помощью рентгеновских лучей структур биологически активных веществ».
Самое известное достижение Ады Йонат (Иерусалим, Израиль), за которое собственно и присуждена Нобелевская премия, — это рентгенодифракционное исследования структуры рибосомы. Ранее Йонат (в 2006) уже получила довольно престижную в мире израильскую премию Вольфа по химии за структурное изучение механизма участия рибосом в формировании пептидной связи, а также изучение первичных стадий процесса фотосинтеза.
Йонат — пионер кристаллографии рибосом. Около 20 лет назад, несмотря на некоторый скептицизм научного сообщества, она смогла полностью определить структуру обеих субъединиц эукариотической клетки (60S и 40S), а также изучить механизм участия рибосом в полимеризационном процессе образования полипептидной цепи и стереохимии образования пептидов. Также она занималась изучением действия антибиотиков (более 20 видов) на рибосомы.
Она определила механизмы сопротивления организма лекарству, а также их синергизма.
На структурном уровне ей удалось изучить причины избирательного действия антибиотиков. Ее исследования сыграли ключевую роль в изучении клинической эффективности лекарственной терапии и открыли путь к созданию новых лекарств на основе структурных прогнозов.
Она также первой применила методику низкотемпературной белковой кристаллографии, которая значительно расширила круг объектов, подвластных этому методу исследования.
Венкатрамана Рамакришнана (Кембридж, Великобритания) тоже назвать химиком трудно.
Британский молекулярный биолог индийского происхождения прославился тем, что в его лаборатории была определена молекулярная структура рибосомы в комплексе с т-РНК и м-РНК лигандами. Кроме того, в 2000 году он определил структуру малой субъединицы (30S) рибосом бактериальных клеток и ее комплексов с несколькими антибиотиками.
Томас Стейц, профессор знаменитого Йельского университета (Коннектикут, США) прославился работами по кристаллографии и молекулярной биологии белков и нуклеиновых кислот, задействованных в процессах экспрессии, репликации и рекомбинации генов. В 2000 году Стейц и его коллеги с помощью синхротронного излучения определили структуру большой субъединицы (50S) рибосомы бактериальной клетки.
Таким образом, суммируя вышесказанное, заслуга Йонат — в определении структуры обеих субъединиц рибосом эукариотической (ядерной) клетки, а достижение Стейца и Рамакришнана — определение структуры соответственно большой и малой субъединиц прокариотической (предъядерной) клетки.
Если в понедельник Нобелевская премия по медицине и физиологии досталась фаворитам всех списков кандидатов и опросов — американцам Элизабет Блэкберн, Кэрол Грайдер и Джеку Шостаку «за открытие механизма защиты хромосом теломерами и ферментом теломеразой», то накануне Нобелевский комитет удивил всех. Премия по физике досталась выдающимся ученым, которые внесли весомый вклад в развитие современной техники и средств связи, — Чарльзу Као «за новаторские достижения в оптоволоконной связи», а также Джорджу Смиту и Уилларду Бойлу «за изобретение полупроводникового приемника ПЗС — прибора с зарядовой связью». Однако в рейтингах кандидатов на физического Нобеля-2009 и соответствующих опросах их имена не фигурировали.
На Нобелевскую премию по химии явного претендента не было.
Компания Thomson Reuters, которая регулярно публикует списки кандидатов, стараясь оценить потенциального лауреата на основе индекса цитируемости и получения других, чуть менее престижных наград, чем Нобелевская премия, в этом году также составила свой список. Главным фаворитом компания считала швейцарца Михаэля Гретцеля, который 17 лет назад изобрел солнечную батарею на основе сенсибилизированных красок, получившую название «ячейка Гретцеля».
Кроме Михаэля Гретцеля, в списке претендентов значились имена еще четырех ученых, в частности профессора Калифорнийского технологического института Жаклин Бартон, которая открыла перенос заряда молекулой ДНК.
В прошлом году эксперты Thomson Reuters называли фаворитом американца Уильяма Морнера, который разработал спектрометр, способный регистрировать отдельные молекулы. На этот раз в список фаворитов Морнера включили шведские газеты, как и израильскую исследовательницу Аду Йонат, которая в результате и стала одной из обладательниц премии.
Единственным отечественным лауреатом Нобелевской премии по химии стал в 1956 году Николай Николаевич Семёнов (1896–1986) «за исследования механизма химических реакций». Премию в размере 200123 шведских крон (около 210 тысяч евро в современном эквиваленте) Семёнов поровну разделил с британцем Сирилом Норманом Хиншельвудом.
Таким образом, лауреаты половины Нобелевских премий 2009 года уже объявлены. В четверг будет определен обладатель Нобеля по литературе, в пятницу в столице Норвегии Осло назовут лауреата Нобелевской премии мира, в следующий понедельник определится судьба премии по экономике.