Во вторник в Стокгольме были объявлены лауреаты Нобелевской премии 2009 года в области физики. Премии удостоились ученые, результатами работы которых в современном обществе пользуется каждый человек. Лауреатами стали китайский ученый Чарльз Као «за новаторские достижения в оптоволоконной связи» (он получит половину премии) и американские исследователи Джордж Смит и Уиллард Бойл «за изобретение полупроводникового приемника ПЗС — прибора с зарядовой связью» (каждый из них получит по четверти премии).
В середине 60-х годов развитие телекоммуникационных систем требовало новых способов передачи сигнала с большей скоростью и меньшими потерями. Сотрудник британской компании Standard Telecommunication Laboratories (STL), китаец по происхождению Чарльз Као (родился в 1933 году в Шанхае) взялся исследовать вопрос затухания сигнала в оптоволокне.
Собрав все возможные образцы материалов для изготовления волокна, он пришел к важному выводу, что затухание зависит только от степени чистоты самого стекла.
Это положило начало масштабному производству новых оптических волокон, предназначенных для передачи сигнала. В наше время по всему земному шару проложены тысячи километров оптоволоконных кабелей, которые обеспечивают быструю и качественную связь с удаленными точками мира.
Другие новоиспеченные лауреаты Нобелевской премии по физике — Уиллард Бойл (родился в Канаде в 1924 году) и Джордж Смит (родился в 1930 году) — работая в Лабораториях Белла, в 1969 году изобрели так называемый прибор с зарядовой связью (ПЗС). Принцип его действия состоит в считывании электрического потенциала методом сдвига заряда от элемента к элементу. Прибор, состоящий из соединений кремния (вещества, реагирующего на свет), позволял получать зависимость заряда от освещенности. Таким образом, ПЗС-матрица быстро стала новым приемником света вместо фотопластинок, фотопленок, фотобумаги, телекамер и фотоэлектронного умножителя (ФЭУ).<2>
На сегодняшний день ПЗС является составной частью фотоаппаратов, видеокамер и даже мобильных телефонов.
За несколько дней до начала Нобелевской недели разные эксперты публиковали список наиболее вероятных претендентов на получение премии.
Интересно, что нынешние лауреаты не входили в число наиболее вероятных кандидатов.
Фаворитом считался израильский ученый Якир Ааронов и британский ученый Майкл Берри, которые открыли ряд квантовых феноменов — эффект Ааронова и фазу Берри. Другими кандидатами считались австриец Петер Золлер и немец Хуан Игнасио Сирак, которые в середине 1990-х годов придумали и реализовали схему квантового компьютера с ионной ловушкой. Вычислительная машина, построенная на принципах квантового компьютера, должна действовать намного эффективнее нынешних машин.
Исследования в области квантовой оптики, которые позволили добиться прогресса в работах по созданию квантового компьютера, позволили французу Сержу Хароше считаться одним из кандидатов на Нобелевскую премию 2009 года. Еще один француз Алан Аспект мог надеяться на получение награды за осуществленный в 1986 году эксперимент по изучению взаимодействия частиц, расположенных далеко друг от друга в электромагнитном поле.
Сумма Нобелевской премии 2009 года, как и в предыдущие годы, составляет 10 миллионов шведских крон (около одного миллиона евро).
Среди отечественных деятелей науки и культуры самыми успешными в плане получения Нобелевских премий являются именно физики.
Они получали столь престижную награду шесть раз, а всего лауреатами стали девять человек. В 1958 году премию получили Павел Черенков, Игорь Тамм и Илья Франк «за открытие и интерпретацию эффекта Черенкова». Через четыре года лауреатом стал Лев Ландау «за пионерские теории в области физики конденсированного состояния, в особенности — жидкого гелия». Еще через два года Нобелевский комитет отметил Николая Басова и Александра Прохорова «за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию осцилляторов и усилителей, основанных на мазерно-лазерном принципе». В 1978 году Петр Капица получил награду «за основополагающие изобретения и открытия в области физики низких температур». В 2000 году лауреатом стал Жорес Алферов «за разработку полупроводниковых гетероструктур, используемых в высокоскоростной и оптической электронике». И, наконец, последняя на данный момент российская Нобелевская премия досталась в 2003 году Алексею Абрикосову и Виталию Гинзбургу «за пионерский вклад в теорию сверхпроводимости и сверхтекучести».