В понедельник в Институте космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) началось рабочее совещание ХЕНД-2009 с участием российских ученых и сотрудников NASA и ESA. Для подведения итогов первого дня заседаний слово было предоставлено представителям всех сторон. Директор ИКИ РАН Лев Зеленый появился на совещании во второй половине дня и в своем выступлении объяснил почему.
Оказалось, что ранее в понедельник в Роскосмосе проходило заседание «на высшем уровне», на котором было принято «тяжелое» решение о переносе запуска станции «Фобос-Грунт» с 2009 на 2011 год. «Мы хотим повысить надежность, снизить риск и гарантировать успех», — так объяснил Зеленый это решение.
Российская автоматическая межпланетная станция «Фобос-Грунт» предназначена для исследования спутника Марса, Фобоса, и доставки образцов его грунта на Землю. Впервые старт проекта планировался в 2004 году, но впоследствии его запуск был перенесен на 2009 год.
Теперь же старт станции «Фобос-Грунт» откладывается еще на два года.
Мало кто сомневался, что именно так и произойдет. Все, кто интересуется успехами России в космической отрасли, достоверно знали или догадывались, что проект «Фобос-Грунт» еще далеко не готов к своему старту. Незадолго до официального заявления Льва Зеленого источник, близкий к подготовке миссии «Фобос-Грунт», сообщил, что для станции готовы только около половины приборов, и запуск миссии в этом году почти наверняка завершился бы провалом, схожим с тем, который был в 1996 году. Тогда российский проект «Марс-96», в рамках которого предполагалось запустить орбитальный аппарат на Марс и спустить на поверхность планеты две орбитальные станции, завершился неудачей. При выведении на межпланетную траекторию, в результате сбоя космический аппарат не вышел на заданную траекторию полета к Марсу и на третьем витке вокруг Земли вошел в ее атмосферу, где и сгорел.
Стоит отметить, что и в NASA тоже не целиком реализуют свои космические планы на 2009 год. Американская сторона планировала в этом году запустить свой очередной марсоход MSL (Mars Science Laboratory), но в силу различных причин не успела вовремя завершить всю подготовку.
В результате MSL будет запущен, так же как и «Фобос-Грунт», в 2011 году.
В своем выступлении на ХЕНД-2009 Лев Зеленый рассказал не только про перенос запуска «Фобос-Грунт», а и о других космических проектах России на ближайшие десятилетия.
В первую очередь это планирующийся к запуску на 2012 год проект «Луна-Глоб» с запуском автоматического зонда, который должен осуществить облет Луны и выбрать подходящие площадки для последующих спускаемых аппаратов.
Далее в планах России есть проект «Венера-Д» по изучению атмосферы, эволюции и климата второй планеты от Солнца — Венеры.
Его запуск состоится не раньше 2016 года, а сама миссия предполагает посадку на поверхность планеты спускаемого аппарата.
Еще один проект связан непосредственно с Марсом, в частности, с изучением климата Красной планеты. В рамках проекта на марсианской поверхности будет разбросано несколько метеорологических станций, которые, как сказал Зеленый, помогут «лучше понять, как устроен Марс».
Кроме того, планируется, что Россия примет участие в международной миссии «Лаплас», основным разработчиком которой выступает ESA. В рамках этой миссии должно быть запущено несколько космических аппаратов при участии не только ESA и России, но также NASA и Японского космического агентства (JAXA). Россия, в частности, отвечает за станцию, которая должна опуститься на поверхность спутника Юпитера Европы. <2>
«Хотим сесть на поверхность Европы, поковыряться во льдах, найти следы органики», — рассказал Лев Зеленый.
Запуск миссии ориентировочно должен состояться в 2020 году.
Своими планами на будущее поделились и представители NASA и ESA. Американская сторона помимо упоминавшегося запуска MSL в 2011 году, планирует в течение ближайших десятилетий тщательно изучать Луну с использованием луноходов, провести исследования гравитационного поля Луны, используя два аппарата, связанных между собой лазером. В планах ESA существует миссия, включающая посадку на астероид, а совсем в отдаленных планах агентству предстоит выбрать одну миссию из семи возможных: одна связана с еще одним исследованием астероидов, другая — по изучению магнитных полей Солнечной системы, две предполагают изучение Солнца и три являются чисто астрофизическими.
Все специалисты сошлись во мнении, что для достижения результатов необходимо более глубокое международное сотрудничество, так как с годами во много раз возрастает уровень сложности космических программ.
Существует много областей, которые дублируются разными странами и агентствами, и если правильным образом перераспределить обязанности, то совместными усилиями можно добиться больших успехов, чем действуя в одиночку.