В нынешнем году исполнилось 25 лет с того момента, как компьютерная игра тетрис была представлена широкой общественности ее создателем, сотрудником Вычислительного центра Академии наук СССР Алексеем Пажитновым. Он занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи и в своей работе изучал различные игры и головоломки. Одна из них — пентамино, где нужно укладывать в ряд фигуры, состоящие из пяти квадратов, — и натолкнула Пажитнова на идею создания компьютерной игры, где в стакан сыпались бы фигуры из четырех квадратов, а игроку нужно было бы их укладывать одну к другой. Сам Пажитнов понял, что создал хитовую игру, когда, начав, не смог прекратить играть в нее. Спустя четверть века в мире продано более 70 млн экземпляров игры, и она по-прежнему пользуется большой популярностью. Автор тетриса же в 1991 году переехал в США, где занимается разработкой компьютерных игр.<1>
Там же, в США, а также в соседней Канаде нашлись ученые, которые исследуют влияние тетриса на работу головного мозга.
Эта игра совмещает в себе ряд когнитивных процессов, которые нужно делать внимательно, быстро и одновременно — быстрое движение рук и зрительная координация, память, пространственное мышление. Результаты работы опубликованы в BMC Research Notes.
Ученые провели исследования 26 девочек подросткового возраста, каждая из которых 30 минут в день играла в тетрис в течение трех месяцев. Решение выбрать для исследований подростков ученые объясняют тем, что у них легче заметить изменения в развитии мозга, а выбор девочек объясняется тем, что мальчики в большинстве своем имеют гораздо больший опыт игры на компьютере и у них сложнее было бы заметить изменения, связанные именно игрой в тетрис. До и после эксперимента авторы работы исследовали мозг методами структурной и функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ). Структурная МРТ использовалась для оценки толщины коры головного мозга, а функциональная — для оценки эффективности деятельности мозга.
Исследование влияния тетриса на мозг двумя методами МРТ было проведено впервые.
По сравнению с предыдущими исследованиями влияния тетриса на мозговую деятельность нынешняя работа выявила, что эта простая, но чрезвычайно популярная игра заставляет работать мозг более эффективно. Кроме того, по сравнению с контрольной группой у девочек, игравших в тетрис три месяца, стали толще некоторые участки коры головного мозга.<2>
В частности, увеличение толщины коры головного мозга коснулись 6-го поля Бродмана левой лобной доли мозга, которое, по мнению ученых, отвечает за комплексное координированное действие, а также полей 22 и 38 в левой височной доле, которые, по современным представлениям, активно влияют на работу мозга, связанную с восприятием информации по многим каналам и координируют получение информации через разные каналы — зрительный, осязательный, слуховой и внутренний.
Функциональная же МРТ же показала, что наибольшую эффективность после регулярной игры в тетрис демонстрировали правая и теменная доли мозга, особенно поля Бродмана 32, 6, 8, 9, 46 и 40.
Эти участки головного мозга отвечают за критическое мышление, интеллектуальную деятельность, восприятие языка и обработку информации.
Доктор Рекс Юнг, один из авторов работы, утверждает, что один из самых удивительных выводов исследования мозга за последние пять лет заключается в том, что такая игра, как тетрис, увеличивает количество серого вещества в моторной области мозга, о чем свидетельствует увеличение толщины коры головного мозга.
Другой автор работы, доктор Ричард Хэйер отметил, что особенное удивление вызывает тот факт, что увеличение коры головного мозга произошло не в тех участках, которые после регулярной практики в тетрис показали увеличение эффективности работы. Кстати, Хэйер еще в 1992 году был автором работы, в которой говорилось о положительном влиянии тетриса на эффективность работы головного мозга.
В дальнейших планах группы провести исследования о том, произойдут ли в головном мозге обратные изменения в том случае, если испытуемые перестанут играть в тетрис. Кроме того, ученые намерены проделать работу по исследованию того, как компьютерные игры в целом влияют на такие качества человека, как память, скорость обработки данных и пространственное мышление.