Многочисленные положительные свойства конопли, даже подтвержденные научными изысканиями, врачеватели ценили не только в конце XX века. Впрочем, большая часть любителей «дурман-травы» вряд ли курит ради противовоспалительного или обезболивающего действия.
Да и аргументы в поддержку этой привычки обычно не блещут оригинальностью: от классического «трава — не наркотик» до «сигареты вреднее».
Франческа Филби из Университета Нью-Мехико и её коллеги решили добавить немного дёгтя в эту радужную картину:
по их данным, психологическая тяга к марихуане у заядлых курильщиков ничем не отличается от таковой у наркоманов и алкоголиков.
Чтобы это доказать, авторы публикации в Proceedings of the National Academy of Sciences завербовали в метро города Альбукерке 38 добровольцев, регулярно употребляющих марихуану.
Им всем пришлось пройти испытание искушением — именно этот механизм чаще всего срабатывает в случае наркотиков или алкоголя. Непреодолимая тяга возникает не сама по себе, а после небольшого намека-раздражителя. В зависимости от пристрастия раздражители будут отличаться — для алкоголика достаточно картинки, запаха и вкуса спирта, слов-синонимов; для курильщика табака — зрительных и тактильных раздражителей; а вот любители кокаина или героина «возбуждаются» и на фотографии внутривенного введения неизвестных жидкостей.
Подобное желание, вызванное намеком, не только доказательство зависимости, но и наглядный пример, как можно бороться с пагубными привычками.
Филби и соавторы решили поискать подобную тягу у любителей марихуаны, в большинстве своем утверждающих, что конопля не вызывает зависимости. Для этого добровольцам пришлось на трое суток отказаться от употребления тетрагидроканнабинола, после чего просмотреть небольшую фотогалерею, лежа в магнитно-резонансном томографе.
В случае наркотиков, алкоголя, игромании и других вредных привычек «слабым звеном» оказывается так называемая система поощрения нашего мозга — именно здесь в ответ на новые или уже привычные ощущения вырабатывается «медиатор удовольствия» дофамин, который и способствует развитию и поддержанию привычки. Он же отвечает и за вроде бы менее вредные пристрастия наподобие экстремального спорта или сексуальных утех.
Оказалось, что по этому параметру конопля ничем не уступает своим тяжелым собратьям.
Причем интенсивность и распространение возбуждения соответствующих участков головного мозга, входящих в систему поощрения (область покрышки мозга, таламус, островок, миндалина и черная субстанция), зависели от регулярности употребления марихуаны и количества и интенсивности «напоминающих» стимулов.
Если в звуковой ряд добавляли больше слов, связанных с коноплей, то и кровоток в соответствующих участках мозга усиливался, а когда ученые предложили испытуемым подержать губами мундштук или самокрутку, то сигнал вообще зашкалил.
Ученые отдельно отмечают, что все наблюдаемые эффекты у «хронических пользователей» были значительно сильнее, что лишний раз подчеркивает наркоманский характер привязанности.