Патологоанатомический диагноз, равно как и запись в строчке «причина смерти», зачастую не отражают истинного положения вещей. Например, за фразой «острая сердечная недостаточность» может скрываться атеросклероз, физические перегрузки на сердце, стресс и добрый десяток других причин. По мнению члена-корреспондента РАМН Давида Заридзе из Российского онкологического центра им. Н. Н. Блохина, ключевая из всех недооцененных таким образом причин — алкоголь.
Авторы пятничной публикации в авторитетном журнале The Lancet подсчитали, что на его долю приходится аж 52% смертей трудоспособного населения в российских городах.
Русско-французско-британский коллектив, проанализировав 48 557 тысяч смертей мужчин и женщин в возрасте от 15 до 54 лет, установил, что с 1990 по 2001 год больше половины из них были связаны с алкоголизмом. Для сравнения, доля подобных смертей в среднем по миру составляет около 4%.
Сами авторы связывают столь масштабную величину с окончанием антиалкогольной кампании в СССР в 1987 году и последующим развалом Советского союза. Если верить официальной статистике, то с 1987 по 1994 год потребление алкоголя на душу населения выросло с 5 до 10,5 литров (в пересчете на чистый спирт и с учетом контрафактной продукции). В подтверждение своей гипотезы они приводят сверхнестабильные графики смертности в России в этот период, пики и провалы на которых совпадают с колебаниями в потреблении алкоголя. Впрочем сейчас ситуация несколько стабилизировалась — 6,2 литра на душу населения, что все равно в два раза выше, чем в среднем по миру.
По оценкам Заридзе, зеленый змий за это время унес 3 миллиона жизней.
Отсюда и настолько низкая ожидаемая продолжительность жизни. В 2000 году шанс у 15-летнего умереть до 35 лет составлял целых 10% (в Европе лишь 2%), а вероятность того, что 35-летний умрет до 55 лет — 27% (6% соответственно).
Несмотря на то что официальная причина этих пугающих чисел — травмы и сердечно-сосудистые заболевания, без алкоголя тут не обошлось.
Чтобы доказать эту связь, Заридзе и соавторам пришлось проработать почти 50 тысяч случайно отобранных смертей, датируемых с 1990 по 2001 год. Исследователям пришлось опросить (с 2001 по 2005 гг.) доступных родственников, на предмет злоупотребления «героев» алкоголем (тип и среднее потребление) и обстоятельств смерти, а также проштудировать доступные истории болезни касательно «специфических» заболеваний. Стоит отметить, что методология подобных исследований уже не раз использовалась в мире, так что в достоверности обнаруженных связей сомневаться не приходится.
Что касается мужчин, то здесь тремя самыми распространенными алкоголь-связанными причинами смерти оказались несчастные случаи и преступность (5,94%), отравление алкоголем (21,68%) и острая сердечная недостаточность, отличная от инфаркта (3,04%).
В эту же группу попали злокачественные опухоли верхних дыхательных путей и пищеварительного тракта (в сумме 3,48%), рак печени (2,11%); туберкулез, пневмония, другие заболевания печени и поджелудочной железы и инфекции тоже внесли по 3–6% в копилку (ученые брали только случаи из группы с высоким потреблением алкоголя).
Естественно, у каждой из этих причин есть хорошее медицинское обоснование. Во-первых, алкоголь, особенно его хроническое потребление, существенно подрывает иммунитет. Во-вторых, он напрямую связан с воспалением поджелудочной железы, которая при злоупотреблении начинает «переваривать себя». Что же касается печени, то здесь связь известна не один десяток лет.
Действие на сердечно-сосудистую систему — вообще отдельный повод для исследований. Казалось бы, чрезмерное употребление спирта защищает алкоголиков от инфаркта — заболевания сосудов у них действительно встречаются реже, чем в среднем по популяции, зато существенно возрастает доля других вышеупомянутых болезней.
Результат — 59% смертей мужчин в возрасте от 15 до 54 лет и 22% — от 55 до 74. Женщины оказались скромнее: 33% и 12% соответственно.
Впрочем, любители красненького и беленького всегда могут найти способ успокоить себя: во-первых, исследование проводилось в Томске, Бийске и Барнауле — городах с относительно высоким уровнем безработицы. Во-вторых, в последнее время, если судить по количеству пьяных на улицах и телехроникам, ситуация несколько стабилизировалась. Да и качество медицинской помощи, и грамотность населения тоже, стоит надеяться, возросли.
С другой стороны, количество потребляемого на улице пива и алкогольных коктейлей за последние десять лет существенно возросло, а это уже чревато хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Вполне себе тема для новых исследований.
Учтёт ли государство эти результаты, посмотрим. Ведь если начать антиалкогольную компанию, то вместе с ней придётся обеспечивать здоровых и живых граждан ещё и работой, и досугом.