В суровые военные годы жестокость, убийства и даже пытки, совершенные по приказу начальства, можно списывать со своей совести. Но что делать тем, кто вынужден совершать поступки, противоречащие принятым этическим нормам и собственным моральным установкам, ежедневно по долгу службы? Насколько далеко может зайти человек по чьему-то приказу?
На этот вопрос попытался ответить психолог Джерри Бёргер из Университета Санта-Клары в американской Калифорнии. Статья (PDF-файл) с совсем не рождественского характера результатами опыта опубликована в American Psychologist.
Традиционные в психологических научных работах тесты и опросники для целей Бёргера не подошли, их заменил электрический разряд вкупе с криками «жертвы».
В каждом эксперименте принимали участие три человека: экспериментатор, «жертва-ученик» и «учитель». При этом «ученик» был подсадной уткой, настоящим подопытным являлся именно «учитель».
«Учителю» объясняли, что он принимает участие в научном исследовании действия электрического удара на запоминание. После этого подопытному под чутким контролем экспериментатора предлагалось постепенно повышать напряжение и нажимать на кнопку генератора, чтобы «ученик» почувствовал разряд. Напряжение повышали до 150 В. Никакого физического обоснования это число не имеет, оно скорее психологические – в США напряжение в сети не 220, а 110 вольт, так что для тех, кто хоть раз случайно задевал оголенные провода, 150 вполне достаточно.
На самом деле ужасающий электрогенератор был пустышкой, способной лишь на разряд в 15 В. Но «ученик» из-за стенки кричал вполне убедительно.
Для психологии этот опыт не в новинку: его разработал больше 40 лет назад Стэнли Милгрэм, а вот после публикации результатов на него было наложено серьезное вето. Милгрэм, выступавший в роли экспериментатора, приказывал «учителям» повышать напряжение до 450 В, несмотря на то, что при каждом нажатии кнопки из соседней комнаты раздавались душераздирающие крики. 82,5% участников продолжали жать на кнопку после первых криков, и 79% из них доходили до установленного прибором конца в 450 В. Кстати, у Милгрэма именно со 150 В ученики начинали настойчиво просить отпустить их.
Эти данные, заставляющие серьёзно усомниться в человечности человечества, были неоднозначно приняты даже внутри психологического цеха. Повторять эксперимент никто не решился, а американская психологическая ассоциация даже запретила опыты подобного рода из-за боязни психических расстройств у «учителей».
Бёргер, каким-то чудом сумевший договориться с этическим комитетом своего университета, выяснил, что за последние 40 лет люди гуманнее не стали.
По крайней мере, американцы. Почти 70% из принявших в опыте участие, 40 человек продолжали жать на кнопку вплоть до 150 В. Более того, большинство из них были готовы продолжить даже тогда, когда «руководитель эксперимента» – сам Джерри Бёргер – предлагал остановиться. А более 60% благополучно проигнорировали доводы актёра-«учителя», который в присутствии других участников эксперимента аргументировано отказался продолжать повышать напряжение.
Между этими экспериментами Милгрэма и Бёргера есть и ещё одно важное различие – Милгрэм полагался на собственное умение убеждать. Отчасти этим можно объяснить высокий процент продолжавших покорно жать на кнопку. Бёргеру же, по настоянию этического комитета, пришлось даже пообещать выплатить по $50 всем тем, кто откажется от дальнейшего участия.
Но это не останавливало послушных палачей. Может быть, людям просто нравится мучить других людей.
Это не может не беспокоить, поскольку участниками эксперимента были самые обычные жители Калифорнии, которых от нас с вами отличает, быть может, лишь позитивный калифорнийский взгляд на жизнь.
Хотя сам автор считает, что его данные сравнимы с результатами Милгрэма, его коллеги не слишком радушно встретили публикацию. Одни (PDF-файл) сомневаются в необходимости этой работы вообще, другие (PDF-файл) – в корректности сравнения с данными 45-летней давности.
Оптимисты всегда могут посмотреть на проблему с другой стороны: тот факт, что 70-80 человек из ста готовы по требованию начальника выступить в роли «палачей», свидетельствует о прогрессивном устройстве общества и о доверии к руководству. Которое вправе самостоятельно выбирать, что для нас с вами благо, а что нет.