Стереотипное поведение детей оказалось вовсе не стереотипным. Йозеф Топаль и его коллеги заинтересовались персеверативным эффектом, описанным еще полвека назад, но до сих пор не получившим достойного объяснения. Если ребенку 8-12 месяцев показать игрушку и спрятать её под колпачок А, а затем на его глазах перепрятать под колпачок Б, то тянуться он будет все равно к первому колпачку. Но если попытаться заняться таким «обманом» с ребенком постарше, то у вас ничего не выйдет.
Самая распространенная гипотеза, объясняющая этот феномен, – недоразвитие кратковременной памяти. Маленькие дети справляются с непосредственными тестами на память, хотя и хуже взрослых, но никак не хуже других представителей животного мира, которых такой игрой в наперстки не проведешь.
Топаль предположил, что дело вовсе не в особенности восприятия окружающего мира и объектов, а в слишком большой роли самого экспериментатора.
Тем более, что невербальному контакту ребенка со взрослыми в последнее время уделяется все больше внимания. Соответствующие эксперименты хотя и не отличались особой сложностью, зато дали потрясающие результаты.
Ученые разделили всех младенцев 8-10 месяцев на три группы по 14 человек. Затем с каждым из малышей сыграли в «два наперстка» по вышеописанной схеме, но с небольшими различиями.
В первой группе экспериментатор активно общался с ребенком, всячески улыбаясь, подмигивая и разговаривая. Во второй девушка-воспитатель сидела вполоборота к малышу — так, чтобы он не видел выражения её лица. И, наконец, в третьей все манипуляции выполняло «страшно симпатичное привидение», то есть колпачки сами летали над столом, а малыш, как настоящий зритель кукольного спектакля, даже не представлял себе, что всем этим управляют люди.
Оказалось, что гримасы ученых играют ключевую роль.
Количество «ошибившихся» в выборе колпачка детей в первой группе не отличалось от результатов, описываемых психологами уже как полвека, а вот в двух других доля таких «неудачников» оказалась в два раза меньше. То есть детей смущает не сам факт присутствия другого человека, а именно его ужимки и попытки наладить контакт.
Так что роль невербального общения у маленьких детей не настолько мала, кроме того, публикация в Science ещё раз подтвердила, что малыши не глупы, а просто воспринимают информацию иначе, не говоря уже об акцентах этого самого восприятия. Для того, чтобы обмануть ребенка нехитрым фокусом, даже взрослого ума много не надо.