Жизнь таинственных обитателей доколумбовой Америки не даёт покоя археологам и историкам. Возможно, эти попытки восстановить прошлое – своеобразное проявление чувства стыда за жадную европейскую цивилизацию, практически безвозвратно уничтожившую все свидетельства культур майя, инков и ацтеков.
Ещё больший интерес представляют малые культуры, порабощенные империей инков незадолго до прибытия в Америку европейцев – например, находившиеся на территории современного Перу Чанкей и Чиму, вероятнее всего, павшие в конце XV века, примерно за пятьдесят лет до Кортеса.
Антропологи Университета имени Тьюлэйна сообщили о первых результатах анализа мумии, обнаруженной в Перу полтора месяца назад.
Завернутый в дорогие ткани мужчина был не старше 30 лет. Его тело, лишенное внутренностей, было раскрашено и покрыто многочисленными татуировками, а также украшено металлическими пластинами. Вместе с ним в полотна были завернуты рогатки, кукуруза и даже статуэтка в точно таком же одеянии, как и сам погребённый.
Объединив вместе данные об артефактах, мумии и месте раскопок, антропологи подтвердили существование малоизученной культуры Чанкей, существовавшей на плодородном северо-центральном побережье Перу примерно между XI и XV веками нашей эры до тех пор, пока она не стала частью могучей империи инков.
До сих пор все находки, относящиеся к этой культуре, ученым приносили фермеры, занимавшиеся земляными работами, что не могло не сказаться на точности и достоверности исследований. Неудивительно, что обнаружение этой мумии в нетронутой могиле в древней деревне Ронтой стало настоящим подарком для специалистов.
Кит Нельсон из Тьюлэйнского университета и её коллеги провели несколько недель, послойно разворачивая мумию и освобождая её от тщательно сплетенной ткани из марлеподобного материала.
Это занятие превратилось в своего рода приключение: в каждом из слоев ученые находили артефакты, с одной стороны дополняющие картину о Чанкей, а с другой – делающей её всё более и более непонятной.
Например, в верхнем слое они нашли отдельные шарики белого сырого хлопка слева и справа от мумии. Несколькими слоями глубже артефакты повторились, но один из них был уже коричневого цвета. Символизм шариков антропологам пока непонятен. В культуре Анд хлопковые нити встречаются достаточно часто, их использовали для описания статуса того, кто их носил, даже при жизни. Но сырой хлопок встретился ученым впервые.
«Кико Ронтой», а именно так археологи в интервью National Geographic окрестили тысячелетнюю мумию, держал в руке пустую сумку и стебель кукурузы. Отдельные зерна и початки были замотаны в слоях материи. В таком количестве они могли обозначать высокий социальный статус усопшего. Кому на том свете Кико должен был «предложить» оплату, Нельсон пока не знает.
Одет Кико был в две туники, которые считаются мужской одеждой, и набедренную повязку. На правом колене мумии Нельсон нашла черную татуировку в виде линии, тоже подтверждавшую положение в обществе. Коллекцию украшений Чанкей пополнило ожерелье из серебряных шариков на хлопковой нити. Серебро археологи нашли и между слоями материи, покрывавшими лицо. Каждый глаз был закрыт медной и серебряной монетами, еще одна была зажата между зубами.
В отличие от египтян, делавших разрез для удаления органов в области паха, древние обитатели Анд эвисцерировали Кико через анальное отверстие, на котором остались следы увеличения.
Это единственный пример мумификации в Южной Америке после культуры Чинчорро, жившей на территории Чили тысячами лет раньше. На вопрос, использовали ли жрецы или врачи дополнительные способы для улучшения сохранности мумии, смогут ответить лабораторные анализы, назначенные на ближайшие месяцы.
Антропологи считают, что теперь им известна хотя бы приблизительная политическая карта Перу того времени: Чанкей контролировали долину реки Уаура, в то время как более известные Чиму – побережье и сложную систему ирригации. Вопреки мифу об агрессивности обитателей Южной Америки, Чанкей и Чиму не враждовали, а даже вели оживленную торговлю друг с другом.
В 1476 году, когда инки захватили перуанское побережье, обе культуры были повержены, но, судя по всему, знать осталась у власти, превратившись из правителей в наместников. Сейчас региону, в котором проводились раскопки, угрожает экспансия сельского хозяйства, так что Нельсон и её коллегам в ближайшем будущем вряд ли удастся самостоятельно продолжить копать.