Как бы человечество не сокрушалось по поводу исчезновения динозавров, мамонтов, саблезубых тигров и прочих чудес природы, всё это – проявления эволюционного естественного отбора. Пускай причины, по которым эти виды покинули нашу планету, остаются предметом оживленных споров и многочисленных исследований, но в их весомости сомневаться не приходится.
То, что происходит с природой сейчас, – события не менее уникальные. А благодаря высокоточным методам описания окружающей среды у нас даже есть возможность детально разобраться в причинах и механизмах происходящего. Вот только существующим сейчас видам это вряд ли уже поможет – списки «находящихся под угрозой исчезновения» расширяются с каждым днём. В июле представители сразу трёх организаций сообщили о потенциальных угрозах биооразнообразию разных областей мирового океана.
По данным интернациональной команды биологов из Австралии, США, Фиджи, Великобритании, Филиппин и Индонезии, уже около трети всех коралловых рифов находятся под угрозой исчезновения.
Причиной тому стало продолжающееся потепление вместе с закислением океана из-за повышенного растворения углекислого газа.
Больше всех не повезло семейству акропоридовых (Acroporidae) и другим обитателям Карибского моря и окрестностей Филиппин – двух районов, где проводились исследования. Из 845 видов акропоридовых и оцениваемых вместе с ними видов кораллов 742 – а это 87%! – попали в список охраняемых, а 32,5% последних находятся под угрозой исчезновения.
Остановить запущенный процесс будет весьма непросто, ведь если допустить, что закисление и потепление океана – результат человеческой деятельности, то для восстановления старого баланса необходимо нечто большее, нежели прогнозы экологов.
Опубликовавшие свою работу в Science океанологи опасаются не только за кораллы. Рифы, образуемые скелетами полипов, являются основной составляющей гигантской экологической ниши – дома для сотен видов растений, членистоногих и красивейших рыб.
Если декоративные коралловые рыбки могут остаться без привычного естественного убежища в ближайшем будущем, то обитателям северных морей приходится ещё хуже уже сейчас.
По прогнозам Даниэля Паули из Университета Британской Колумбии, к 2050 году полсотни промысловых видов рыб исчезнут из-за невозможности мигрировать в более холодные воды.
Хотя в аквариуме рыбы могут легко переносить колебания температуры в несколько градусов и даже изменения солености и концентрации кислорода, в живой природе даже 1—2 градуса становятся критичными. Но если альпийские растения поднимаются от жары вверх, то рыбы за лучшими условиями спускаются глубже или уходят ближе к полюсу. Например, две трети обитателей Северного моря теперь живут не в своих исходных ареалах. И если арктические обитатели могут двигаться на север – до поры, то жителям антарктических морей на юг путь заказан. Поджимаемые хищниками с теплых вод Южного океана, они исчезнут, не выдержав потепления.
Не легче придётся и обитателям относительно замкнутых морей – мексиканского Кортеса и европейского Средиземного, – в частности, знакомым всем хеку и гигантскому горбылю. По мнению исследователей, на то, чтобы заполнить образовавшуюся нишу, могут уйти миллионы лет. Правда, конкурирующие за ресурсы теплолюбивые рыбы и хищники вроде бы не прочь занять освободившиеся пастбища и угодья.
Хотя модель Паули уже заручилась поддержкой коллег на 11-м ежегодном симпозиуме по изучению коралловых рифов, она не учитывает изменения растительной и животной пищи при потеплении и прочих изменениях океана.
Однако последние данные на этот счёт указывают на то, что такой учёт скорее усугубит прогнозы, чем облегчит.
В последнем сообщении Департамента окружающей среды, пищи и сельского хозяйства Великобритании отдельно отмечено, что за последние 50 лет количество зоопланктона в водах вокруг Британского архипелага уменьшилось на 70%.
Уже в ближайшем будущем это скажется на всей пищевой цепочке – от мелкой рыбешки и больших млекопитающих, предпочитающих планктон, до рыб-хищников и птиц, обитающих на побережье.
Именно о последних экологи пока больше всего и беспокоятся – видимо, из-за заметности этих представителей фауны невооружённому взгляду и скудости исследовательских средств. Что происходит в мире мелких членистоногих, составляющих планктон, смогут показать лишь дополнительные и куда более сложные исследования.
Может показаться удивительным в свете общего встревоженного тона учёных в разговорах о биоразнообразии, но открывается ежегодно всё-таки больше видов, чем исчезает. Всё благодаря червям и упоминавшимся выше членистоногим.
Интересно, сколько видов так и останутся неоткрытыми только потому, что естественный или антропогенный предел их существованию наступит прежде, чем до них доберутся учёные?