Три тысячи лет развития современной медицины показали: панацея – вещь недостижимая. Как ни странно, попытки найти её предпринимают не только апологеты гомеопатии и прочей альтернативной медицины, но и «классические» учёные, обращающиеся к самым разнообразным источникам.
При составлении рейтинга подобных «объектов» первую строчку наверняка бы разделили красное вино и зелёный чай. Если последний, возможно, вносит вклад в долголетие китайских мудрецов, то умеренное употребление вина – в длинную жизнь кавказских горцев. Эта гипотеза получила новый толчок к развитию после открытия ресвератрола – активного компонента вина и виноградного сока, обладающего действием на общий обмен веществ.
Рафаэль де Кабо, его испанские, американские и австралийские коллеги развеяли надежды геронтологов.
В экспериментах на мышах они показали, что хотя ресвератрол и влияет положительно на многие органы и системы, но среднюю продолжительность жизни не увеличивает.
Ресвератрол и его более активные аналоги усиливают работу генов сиртуинов, обладающих общим действием на обмен веществ, у более простых организмов, даже напрямую связанных с продолжительностью жизни. В частности, дополнительные копии гена Sirt2 удлиняют жизненный путь дрожжей и плодовых мушек. Таким же образом, за счёт активации сиртуинов, на продолжительность жизни влияет и ограничение калорийности пищи – по крайней мере, у дрожжей, червей и мушек.
В случае с млекопитающими всё оказалось не настолько удачно, хотя ресвератрол остаётся намного перспективнее, чем все исследованные до недавнего времени природные вещества.
Мыши «среднего» возраста, регулярно получавшие ресвератрол вместе со стандартным рационом, жили не дольше обычных, зато куда лучше справлялись с функциональными пробами.
По мнению де Кабо и его коллег, это подчеркивает замедленное старение, что в случае с людьми может существенно улучшить качество жизни.
«Тучным» мышкам повезло ещё больше. Добавление ресвератрола к пище, хотя и не заставляло их похудеть, зато существенно сказывалось на их здоровье и продолжительности жизни. Она, опять же, не превышала таковую у обычных сородичей правильного телосложения, но была гораздо выше, чем у ожиревших грызунов, не получавших ресвератрол. Это согласуется с предыдущими исследованиями, рекомендовавшими ресвератрол больным диабетом.
В список возрастных изменений, частично компенсируемых ресвератролом, попали болезни сердца и сосудов, костей, печени и даже нервной системы.
В частности, после 10 месяцев приема ресвератрола у 22-х месячных мышей значительно снижался уровень холестерина в крови, что напрямую связано с пониженным риском развития атеросклероза – одной из распространенных причин инфарктов и инсультов. Тот же препарат снижал воспаление в сердце, часто развивающееся с возрастом, и улучшал работу аорты – «главного» сосуда мышиного – как, впрочем, и нашего – организма.
Действие регулярного употребления вина на атеросклероз уже было известно, хотя для интерпретации результатов статистических исследований среди людей не хватало именно эксперимента, который мог бы обнаружить основное вещество.
Кроме того, де Кабо и соавторы опубликованной в Cell Metabolism работы расширили список «добрых дел» ресвератрола.
У получавших его мышей улучшалось здоровье костей, измеряемое толщиной, объемом, соотношением минеральной и органической компонент и плотностью, а также механической прочностью. К 30 месяцам у мышей гораздо реже развивалась катаракта — возрастное помутнение хрусталика, серьезно сказывающееся на зрении. Ресвератрол также не просто справился с нарушениями координации и моторики, развивающимися с возрастом, но даже улучшил эти показатели: 24-х месячные мыши справлялись с тестами лучше, чем 15-месячные.
Функциональные пробы подтвердились генетически – изменения в экспрессии разнообразных генов обмена веществ и старения в печени, мышечной и жировой ткани совпадали с картиной изменений при голодании, роль которого в продлении жизни считается подтвержденной.
Авторы пришли к выводу, что действие ресвератрола совпадает с рационом с пониженным содержанием калорий, за исключением эффекта на длину жизненного пути.
«Мы выяснили, что ресвератрол улучшает качество жизни, но не сказывается на общей выживаемости или максимальной продолжительности жизни для мышей, получающих стандартный рацион», — подытожил де Кабо.
Кроме того, осторожные авторы отметили, что все полученные выводы справедливы только для мышей, и обобщать их на более крупных млекопитающих, в отсутствие новых экспериментальных данных, пока рановато. Хотя сомневаться в том, что найдутся добровольцы, согласные на ежедневное употребление ресвератрола или его самого популярного источника, не приходится.
Тем более что эффект на качество жизни при регулярном приеме вина наверняка будет гораздо выше, чем если ограничиться простыми таблетками. Осталось только подобрать соответствующие торговые марки, ведь концентрации ресвератрола в обычном вине далеко не достаточно для достижения терапевтического эффекта.