Чрезмерная активность и усердие нередко могут навредить общему делу. Это справедливо не только для человеческого общества, но и для отдельных клеток. Так, стремление иммунной системы избавиться от всех чужеродных агентов зачастую заканчивается весьма плачевными последствиями: от аллергических и аутоиммунных реакций до отторжения трансплантируемых органов и геморрагической лихорадки.
Именно последняя зачастую становится причиной смерти при заражении вирусом Денге, который Центр по контролю и предотвращению инфекционных заболеваний США, например, считает «самым опасным заболеванием, передающимся через укусы насекомых».
Тайваньские учёные, работа которых принята к публикации в Nature, нашли слабое место в каскаде реакций, вызывающих геморрагическую лихорадку при заражении вирусом Денге.
Блокирование собственного белка организма позволило спасти жизнь зараженным мышам.
Интерес ученых именно к этой болезни не случаен – по прогнозам ВОЗ, сейчас существует реальный риск возникновения эпидемии в 100 странах мира, под угрозой заражения находятся 2,5 миллиарда людей. Из них полумиллиону человек может потребоваться госпитализация, а 2,5% из этого полумиллиона не поможет и она: специфического метода лечения этого заболевания, как и абсолютного большинства вирусных, не существует.
Столь высокая летальность объясняется геморрагической лихорадкой – серьезным осложнением, вынесенным даже в отдельную форму лихорадки Денге. У таких больных происходит выброс гигантского количества провоспалительных цитокинов – специальных регуляторных молекул, синтезируемых клетками иммунной системы. Этот «цитокиновый шторм», как его называют специалисты, приводит к развитию чудовищной гиперреакции – активируются неспецифические механизмы защиты, заканчивающиеся сначала повреждением мелких сосудов, а затем и развитием многочисленных кровоизлияний – как подкожных, так и во внутренних органах.
Выходящая из «продырявленных» сосудов плазма приводит к «загустению» крови, падению давления и развитию шока, от которого даже при своевременной помощи так и не оправляются около 5% детей, наиболее часто поражаемых вирусом. И убивает детей не вирус, а естественная система защиты от него.
Учёные выяснили, что пусковым элементом становится молекула CLEC5A на иммунных клетках, «рекрутируемая» вирусом.
Заблокировать связь CLEC5A и вириона удалось с помощью искусственно созданных антител – белковых молекул, способных очень адресно и очень прочно связываться с определенным участком на биополимерах – так называемым эпитопом. Обычно антитела синтезируются самим организмом для атаки чужеродных молекул. В данном случае в качестве мишени был выбран собственный белок организма, сам CLEC5A, и небольшая модификация искусственно созданных антител против CLEC5A позволила избежать аутоиммунных реакций.
Введение таких антител мышам, больным лихорадкой Денге, позволило спасти почти всех «участников» эксперимента.
Более того, как отмечают ученые, это воздействие не сказалось на противовирусном иммунитете, что позволило некоторым особям даже полностью избавиться от вируса.
Авторы работы рассчитывают, что предлагаемый ими метод окажется эффективен не только в лечении больных лихорадкой Денге, причем на любой стадии, но и в ряде других вирусных заболеваний, характеризующихся чрезмерной воспалительной реакцией.
Вирус Денге не настолько известен, как малярия или лихорадка Западного Нила, хотя в России случаи заболевания малярией единичны, а последняя вообще не встречается.
Однако изменения климата могут привести к миграции в наши края основных переносчиков вирусов – кровососущих насекомых.
Из них за Денге «отвечает» комар Aedes aegypti, нуждающийся в паре с вирусом в постоянной температуре не ниже 22 градусов. Уже описано появление «городской формы» этого комара, переносящего все четыре известных серотипа лихорадки Денге.
Остается надеяться, что клиническая апробация данного метода, равно как и разработка новых опередят «наступление тропиков» на Россию.