В определенном смысле все мы при рождении состоим из того, что в последнее время ели наши матери, ведь белки, жиры и углеводы берутся исключительно из пищи. Правда, «укладка» строительных материалов уникальна в каждом отдельном случае и происходит под тщательным контролем генома. Английские биологи пошли дальше и доказали, что пища может не только выступать в роли субстрата, но и влиять на качественные признаки — в данном случае пол ребёнка.
Фиона Мэтьюс и её коллеги из университетов Оксфорда и Эксетера доказали существование связи между рационом матери в период около зачатия и полом младенца.
Им удалось показать, что высококалорийная пища ведёт к преимущественному рождению сыновей. Правда, результаты касаются лишь первой беременности.
По мнению исследователей, это объясняет падение рождаемости мальчиков в индустриализированных странах, таких как Великобритания и США. Правда, с учетом эпидемии ожирения, охватившей континент гуронов, чероки и команчей, с последним фактом трудно согласиться.
В своей работе ученые отследили судьбу 740 жительниц Великобритании. Основных критериев отбора было два: первый — они не должны были знать пола своего будущего ребенка, что в последнее время стало редкостью, и второй — это должна быть первая беременность. Всех их попросили описать свой рацион до зачатия и на первых сроках беременности. По количеству потребляемых в день калорий будущих мам разделили на три группы, а затем посмотрели рождаемость в каждой.
Результаты не подвели ученых. У 56% женщин в группе с максимальным потреблением калорий родились сыновья в отличие от 45% в группе со скромными пищевыми потребностями. Кроме этого, рацион женщин, родивших сыновей, оказался богаче и разнообразней минералами и витаминами — в частности, калием, кальцием и витаминами С, Е и В12.
Не обошлось и без рекламы здорового образа жизни: поедание зерновых с утра лучше всего коррелировало с рождением мальчиков. Иначе говоря, «мюсли на завтрак — больше защитников родины».
Как отметили ученые в работе, опубликованной в Proceedings of the Royal Society B, за последние 40 лет в развитых странах, в том числе в Великобритании, США и Канаде, наблюдается незначительная, но устойчивая тенденция к снижению числа рождаемых мальчиков: их доля снизилась за это время примерно на 0,1%.
Мэтьюс связывает это с зарегистрированным снижением среднего потребления калорий в развитом мире. Как пишут авторы, «известная эпидемия ожирения скорее связана со сниженной физической активностью и разницей в качестве пищи». Кроме того, завтрак стал все реже собирать за столом всю семью: с 1965-го по 1991-й годы в США количество завтракающих взрослых снизилось с 86% до 75%.
Эти данные особенно актуальны в связи с недавними спорами вокруг права клиник, занимающихся искусственным оплодотворением, определять пол ребенка. Ведь для этого достаточно проверенных манипуляций со спермой, которые вроде бы не сказываются на дальнейшем развитии эмбриона.
Правда, ученые немного нескромно утверждают о «первых доказательствах» (first evidence) существования связи между калорийностью пищи и полом потомства.
Прежние работы зоологов уже подтвердили существование корреляции уровня сахара в крови и пола потомства у мышей. То, что избыток пищи ведет к рождению мальчиков, было показано на некоторых беспозвоночных, лошадях, коровах и даже на оленях.
С объяснением эволюционных и общебиологических причин у ученых проблемы возникают редко: пониженная концентрация сахара — признак общей слабости и недостатка пищевых ресурсов. Если мать болеет или находится в состоянии стресса, то родившийся мальчик будет слабым и вряд ли сможет доказать свое превосходство перед другими самцами для того, чтобы продолжить род. Ну а если родится ослабленная девочка, то вне зависимости от начального состояния она сможет выносить не меньшее количество потомства.
В таком случае рождение сына — выигрышная ставка, а рождение дочери — безопасный вклад.
Способность природы регулировать демографические показатели не вызывала сомнения у ученых и раньше — в частности, после войн и катастроф рождается больше мальчиков. А до развития медицины долгое время весьма эффективно работали своеобразные «весы»: из-за большей подвижности Y-сперматозоидов мальчиков рождается больше; правда, смертность их на первом году жизни выше, чем у девочек.
Кроме того, из-за длительной беременности для развития вида выгодней иметь в популяции больше самок, чем самцов, что характерно не только для большинства млекопитающих, но и для других животных. Несмотря на «исключительность» человечества, тенденции сохраняются: например, и в России, и в США мальчиками рождаются около 51% от всех детей.
Механизм, обеспечивающий корреляцию, как это часто случается в подобных работах, остался неизвестен.
Данные специалистов по искусственному оплодотворению говорят о том, что высокий уровень глюкозы способствует росту и развитию мужских эмбрионов и подавляет развитие женских. В этом случае пропущенный завтрак, приводящий к снижению концентрации глюкозы в крови, может быть воспринят организмом как индикатор плохих условий и способствовать развитию женских эмбрионов. Подобную гипотезу можно было бы подтвердить масштабным исследованием в тех же клиниках, ведь в матку матери подсаживают три эмбриона в отличие от обычной ситуации, где близнецы или тройняшки — исключение из правил.
В любом случае удивительно, что на пол ребёнка не влияют вредные привычки.
В заключение своей работы ученые отметили, что ни употребление алкоголя или большого количества кофе, ни курение, ни массово-ростовой индекс матери не показали связи с полом ребенка.
Они также обращают внимание, что их результаты доказывают лишь связь пола рожденного потомства с рационом матери до и во время беременности, то есть механизм отбора включается уже после зачатия, «помогая» эмбриону нужного природе, а точнее всему виду, пола. Это частично объясняет большое количество случаев естественного прерывания беременностей на разных сроках. Свидетельств о влиянии питания на сам процесс оплодотворения ученым собрать не удалось.