Несмотря на популяризацию спорта во всех его проявлениях, врачи не устают напоминать, что не все его виды «одинаково полезны». Они уже не раз напоминали о травматичности и пагубном действии легкой атлетики на позвоночник – особенно если трусцой решил побегать непрофессионал, да ещё и с избыточным весом.
Оказывается, бегать и прыгать по рингу безопаснее, чем в парке. Понятно, что размахивание кулаками не лучшим образом сказывается на здоровье обоих участников боксёрских поединков: от ударов по голове и корпусу лучше ещё никому не становилось. Однако широко распространённое мнение, что бокс является причиной серьёзных заболеваний головного мозга – по-видимому, не более чем стереотип.
Достаточно вспомнить хотя бы отечественный и зарубежный кинематограф последних лет. И хотя неврологи из Университета Гейдельберга вряд ли вдохновились на свои исследования просмотром «Бригады» или Cinderella man (в русском прокате «Нокдаун»), им всё же удалось показать, что занятия боксом на любительском уровне не связаны с серьезным риском для здоровья мозга.
Профессиональный бокс чреват многочисленными нервными расстройствами, в первую очередь, из-за нарушений кровообращения в мозге. Мощнейшие удары по голове, как раньше считалось, не проходят даром: разрываются капилляры, образуются тромбы. Это может привести к болезни Паркинсона или деменции. Однако, с научной точки зрения, вклад бокса в возникновение паркинсонизма у Мохаммеда Али до сих пор не доказан.
Этот яркий пример стал серьезной причиной для отказа от будущей карьеры в очень жестком виде спорта для многих мальчиков. Немецкие медики решили «вернуть» боксу безопасность с помощью научных исследований.
Как не без гордости замечают специалисты, работа была выполнена в Медицинском центре Гейдельберга на современном томографе, работающем с магнитным полем напряжённостью 3 Тесла. Этот метод «позволяет выявлять даже самые крошечные микрогеморрагии (кровоизлияния)», – отметил Стефан Хённель, руководивший работой.
Кровоизлияния – микроскопические геморрагические инсульты, нарушающие питание нервных клеток и их отростков, весьма чувствительных к нехватке кислорода и глюкозы. Уже через несколько часов маленькие серые клеточки погибают, предоставляя своим соседкам возможность заместить образовавшийся дефект в нервной цепи.
Учёные обследовали 79 человек – 42 боксёров-любителей и 37 человек, не занимавшихся какими-либо разновидностями рукопашного боя. В контрольной группе кровоизлияний обнаружено не было, в то время как у трёх боксёров-любителей геморрагии нашлись. При этом кровоизлияния были выявлены в височных или лобных долях – там, где сдвиги тканей, вызываемые ударом, достигают своего максимума.
Несмотря на эти «находки», ученые отметили, что это статистически не значимая величина.
Отчасти результат обусловлен разнородностью группы боксёров-любителей – продолжительность их любительской «карьеры» варьировалась от одного года до 25, количество матчей от одного до 375, а нокаутов — от 0 до 12.
Применять эти результаты к профессиональному боксу также ни в коем случае нельзя: проводимые раньше исследования доказали связь продолжительности спортивной карьеры с расстройствами нервной системы, но являются ли кровоизлияния ключевыми в этом процессе, остается неясным. Ученые планируют повторить свои исследования, включив на этот раз в выборку профессиональных боксеров и увеличив период наблюдения, чтобы сравнить наблюдаемую картину структурных изменений в нервной системе с функциональными.
Но родители уже сейчас могут избавиться от аргумента «против» при выборе спортивной секции для своего чада, если, конечно, речь идет не о профессиональной карьере. Аргументы «за» остаются теми же: во-первых, это спорт, и он развивает не только тело, но и дух, кроме того — приобретенные навыки могут оказаться полезными и в обычной жизни.