Если верить неутешительным прогнозам инфекционистов и эпидемиологов, то мир должен буквально замереть в ожидании новой неведомой угрозы. И если раньше большинство работ сводилось если не к запугиванию, то к подсчитыванию потенциальных потерь и прогнозам «судного дня», то новое исследование британских и американских учёных предсказывает, где именно и от кого следует ожидать опасности.
Они отследили этапы развития более 335 инфекционных заболеваний с 1940 по 2004 годы, оценив роль и вклад различных факторов риска в возникновение, распространение и протекание заболевания. Работа учёных опубликована в последнем номере Nature.
По мнению группы исследователей, вспышки таких «известных» инфекций, как антибиотик-устойчивого туберкулёза, хлорокин-устойчивой малярии и ВИЧ — результат значительного увеличения плотности населения, увеличения масштабов международной торговли, путешествий и изменений способов ведения сельского хозяйства.
Именно эти подвижки в укладе повседневной жизни подавляющего большинства людей с 40-х годов стали ключевыми причинами катастрофического роста числа новых инфекций.
Особенно отличились 1980-е. За десять лет появилось около 100 новых инфекций.
Немалую роль в этом сыграл и ВИЧ. Как и 60% из рассмотренных инфекций, вирус иммунодефицита относится к зоонозам — то есть передавшимся от животных людям.
По последним данным, 72% всех зоонозов пришли из дикой природы, остальные 28% стали подарком от домашних животных. Среди последних — вирус Nipah в Малайзии и куда более известный SARS китайского происхождения, которые стали причиной практически полной остановки туристических поездок в юго-восточную Азию.
Авторы соглашаются с позицией большинства эпидемиологов в том, что самое главное — остановить распространение заболевания на раннем этапе, даже когда нет специфического метода его лечения. Как показал случай пресловутого SARSа, логика проста и единственна — чем раньше зараза поймана, тем меньше вреда она успела нанести. Изоляция и банальные способы индивидуальной защиты наподобие масок и ограничения поездок играют куда большую роль в предотвращении распространения тех или иных инфекционных заболеваний, особенно в масштабах всей планеты.
Как подчеркнули сами авторы, такой подход к предотвращению распространения новых типов инфекций принципиально отличается от контроля и исследований уже существующих заболеваний, хотя предлагаемая ими стратегия очень схожа с традиционной — британцы призывают проводить более тщательный контроль «горячих инфекционных точек» нашей планеты.
Кейт Джонс, один из авторов работы, старший научный сотрудник Лондонского института зоологии, призывает современных специалистов в области вирусных и инфекционных заболеваний мыслить гораздо масштабней, так как от новых болезней в современном мире укрыться будет гораздо сложнее, чем это было прежде, и опасность, возникшая в небольшом регионе, может угрожать всему населению земного шара.
Кстати, SARS — показатель возможной ошибочности исходных данных этой работы. Совсем недавно микробиологи показали, что вирус атипичной пневмонии человечество получило от летучих мышей, а не от хищников. Впрочем, такая поправка всё равно не влияет на сделанные командой Джонс выводы, так как источником все равно являются дикие животные, да и очаг эпидемии на карте мира не сместился.
Но самое главное — зарождение новых, неизвестных человечеству инфекций существенно не отличается от трансформации существующих в антибиотик-резистентную форму.
Поэтому в список «горячих точек» на основании 64-летней истории, наряду с уже «зарекомендовавшими» себя экваториальной Африкой и юго-восточной Азией, можно отнести, на первый взгляд, благополучные Австралию и Европу, и Северную Америку.
Но самая большая угроза исходит от развивающихся стран восточной Латинской Америки, Азии и Африки.
Джонс и её коллеги предполагают, что новой угрозы следует ждать именно оттуда.
Сейчас в этом регионе наблюдаются особенно интенсивные миграции населения и смешение различных этнических групп, контакт с разнообразными и зачастую дикими животными остаётся частью нормальной жизни. Кроме того, сложной здесь остается ситуация и с развитием медицины, в частности, с доступностью лекарственных средств и особенно антибиотиков различных поколений, а также современных противовирусных препаратов.
Ученые подчеркивают, что более точная локализация на карте самих «горячих точек» требуется куда больше вычислений, для чего в ближайшее время авторы работы планируют сопоставить свои данные с климатическими и демографическими моделями. Так они обращают внимание на глобальное изменение окружающей среды, которое уже сейчас вызывает появление новых направлений миграции животных, а следовательно, и их прокариотических и неклеточных спутников.