Психологи Гарвардского университета разработали новый метод изучения экстрасенсорного восприятия, который, по их заверениям, должен поставить точку в споре о существовании экстрасенсорной активности головного мозга человека. По словам учёных, им не только удалось создать новую методику для подобных исследований, но и самым убедительным на сегодняшний день способом доказать отсутствие у человека каких-либо «экстрасенсорных способностей».
Исследованием руководил выпускник факультета искусств и наук Гарвардского университета Сэмьюэл Моултон под контролем профессоров психологии Стивена Косслина и Джона Линси. Результаты исследований опубликованы в январском выпуске журнала The Journal of Cognitive Neuroscience.
Ученые использовали сканирование активности тканей головного мозга для выявления у людей знания, наличие которого не может быть объяснено с точки зрения научно признаваемых способов восприятия информации.
Как отмечает сам Моултон, наличие у человека экстрасенсорных способностей должно определить различие в отклике на поступающую информацию в обычной и экстрасенсорной форме. Моултон посылал к подкорке испытуемых обычные сигналы и манипулировал сверхчувственным опытом, в обоих случаях отклик подопытных экстрасенсов был одинаков — даже при наличии различий в реакции на эмоционально окрашенные посылы и тонкую структуру откликов, связанную с особенностью тех или иных сигналов.
Учёные отмечают, что в существование экстрасенсорных возможностей человеческого мозга верит едва ли не половина населения США. Судя по обилию телепрограмм, статей и рекламы на эту тему ситуация в нашей стране вряд ли отличается в лучшую сторону.
Как правило, к экстрасенсорному восприятию относят три вида апперцепции: телепатию (прямое чтение мыслей постороннего человека), ясновидение (знание подробностей не наблюдаемых воочию событий), а также предвидение (знание будущего). Очень часто новоявленные ясновидцы обладают необъяснимыми знаниями, связанными с обстоятельствами чьей-либо смерти, или могут идентифицировать человека, вызывающего экстрасенса по телефону. Такие проявления сознания и относят к «паранормальной деятельности мозга».
Правительство США потратило в свое время несколько десятков миллионов долларов на изучения феномена экстрасенсорного восприятия и даже пыталось в годы Холодной войны тренировать шпионов-телепатов и лазутчиков-ясновидцев, однако впоследствии свернуло все подобные программы, разочаровавшись в их результатах.
Кроме того, изучение экстрасенсорной активности проводилось и известными научными центрами, в которых наиболее выдающимся является Корнельский университет и светило психологии Дэрил Бем. Исследования этого ученого на некоторое время заставили весь мир поверить в сверхчувственный опыт, однако так и не выявили механизма наблюдаемых явлений и уж совсем разочаровали общественность после ряда неудачных попыток воспроизведения результатов Бема независимыми научными группами.
Тем не менее, упрямые народные массы продолжают верить гадалкам и предсказателям, что, по-видимому, и побудило Моултона на проведение решающего эксперимента по выявлению паранормальной активности головного мозга.
Для этого авторы работы по-новому поставили эксперимент по прямой передаче информации в черепную коробку испытуемых.
В основе работы специалистов из Гарварда лежит утверждение о том, что мозг, воспринимающий информацию, сохраняет её, даже если сознательно он не в состоянии вытащить её на свет и даже если он получил её каким-то сверхъестественным образом. Поэтому более надежным инструментом для изучения экстрасенсорной активности является изучение именно активности мозга, а не поведения людей или их рассказов.
Комментируя свое исследование, сам Моултон говорит, что мозг человека реагирует менее интенсивно на стимулы (информацию), о которой уже был осведомлен, даже если эта информация подсознательная, то есть даже если человек не был преднамеренно осведомлен о том, что именно он наблюдал.
Кроме того, мозг Homo Sapiens проявляет повышенную активность в тех случаях, когда получает заранее ожидаемую информацию. Таким образом, возбуждение мозга в результате ожидания или получения информации, отслеженное посредством сканирования нейротканей, может достаточно точно раскрыть детали процесса познания.
В качестве стимулов использовались различные изображения. Именно реакцию мозга в процессе обработки содержащейся в них информации и изучали гарвардские специалисты.
Для изучения экстрасенсорной активности ученые предлагали испытуемым, мозг которых в ходе эксперимента сканировался, два типа визуальной информации – содержащей и не содержащей сверхчувственного подтекста. Внешне эти два типа объектов выглядели одинаково, однако к экстрасенсорным возбудителям мозговой активности ученые прикладывали телепатический, ясновидческий или предсказательный сигнал.
Так, телепатический сигнал заключался в показе тех же фотографий близким испытуемых – их друзьям, супругам и даже однояйцовым близнецам. Способности к ясновидению проверялись с помощью демонстрации таких же изображений на экране удаленного компьютера. Предсказателей выявляли, демонстрируя им фотоснимки дважды – во время проведения эксперимента и уже после такового; если предсказательные способности действительно имели бы место, то во время сканирования мозга они бы «уже знали», что им будет показано.
Никаких различий в реакции на два типа информации найти не удалось.
Никаких аномалий, будучи подвергнутым потоку сверхчувственной информации, мозг испытуемых не проявил.
Строго говоря, данное исследование не снимает всех вопросов о существовании экстрасенсорного восприятия. Как признает сам Моултон, отсутствие данных, подтверждающих наличие паранормальной активности мозга, не означает отсутствие таковой. Здесь экстрасенсорика разошлась с наукой и в методологии — если научные теории принципиально не верифицируемы, то у подобных верований имеются аналогичные проблемы с фальсифицируемостью.
Однако трудно не согласиться с тем, что отрицательный результат, полученный им и его коллегами, имеет гораздо большую силу и достоверность, чем все отрицательные результаты, полученные до него.
По всей видимости, это и есть главное достижение психологов из Гарварда. Теперь сторонникам существования паранормальной активности мозга человека будет куда сложнее спорить с результатами. Если, конечно, и логика их не окажется «паранормальной».