Биологический возраст — понятие довольно относительное. Многие из нас даже в 60 выглядят, а главное, чувствуют себя на 30; правда, иногда бывает и наоборот. Неудивительно, что куда более существенная разница наблюдается между разными видами. Так, мышь живет всего 2–3 года, но зато «проживает» это время куда активней медленного слона. Развитие напрямую коррелирует и со временем, отведенным организму для жизни.
На этот раз ученым удалось сравнить характер развития современного человека и неандертальца.
Международная команда исследователей под руководством специалистов из Института эволюционной антропологии Общества имени Макса Планка использовала линии на внутренней и внешней стороне зубов для того, чтобы определить не только скорость развития, но и возраст ребенка на момент смерти.
Как установили ученые, на момент смерти девочке из бельгийской пещеры Складина (Homo neanderthalensis) было около 8 лет. Это, однако, соответствует 10–12 годам для нормального человека (Homo sapiens).
Развитие зубов — показательный фактор для биологов. У всех приматов прорезание коренных зубов — показатель отлучения от груди и начала полового созревания. На этот раз исследования были куда более точными. Исследования линий роста, микрокомпьютерная томография бороздок, находящихся на внутренней стенке резцов, как у неандертальцев, так и у нас, ученые дополнили данными о реакции окружающей костной ткани на рост коронок и корней зубов.
Антропологи спроецировали результаты на развитие всего организма.
Получается, что неандертальцы опережали нас — и, вероятно, современных им представителей нашего вида — в скорости развития на 50–70%. И возможно, не только в физическом, но и в социальном плане.
По мнению исследователей, картина роста неандертальцев представляет нечто среднее между нашими общими, совсем далекими предками, вроде Homo erectus, и современными людьми. Правда, для нас неандертальцы — не предки, а просто родственники. Ведь с точки зрения современной антропологии мы произошли от кроманьонцев, а неандертальцы – тупиковая ветвь эволюции.
Эта находка подтверждает уникальность современного человечества с точки зрения самого понятия детства. Столь длинным в абсолютном выражении периодом биологического взросления не обладает ни одно животное. При общей средней продолжительности жизни в 60 лет, а в отсутствие современной медицины – не больше 45, репродуктивный возраст достигается в 14–15 лет, то есть по истечении четверти жизни.
Ситуация «усугубляется» социальными факторами, так если даже 300–400 лет назад в 15–16 лет уже заводили детей, то теперь это скорей исключение — даже с точки зрения законодательной практики.
Впрочем, с относительной точки зрения отличия не столь существенны.
Конечно, остальные млекопитающие достигают репродуктивного возраста гораздо раньше четверти жизни, а вот высшие приматы и неандертальцы тратили немало времени на воспитание потомства.
По мнению исследователей, это не только позволяло совершенствовать систему общества, в той или иной форме передавая опыт детям, но и делало популяцию более сильной по сравнению с другими конкурентами, занимавшими ту же экологическую нишу. Человеку современного типа это помогло стать «царём природы», а вот неандертальцам, несмотря на более быстрое развитие, было суждено вымереть. Почему — пока не ясно.