###1###
Если говорить о том, какой из каменных храмов в Древней Руси построили первым — вопросов не возникает. Конечно же, хрестоматийная Десятинная церковь. Об архитектуре её сломано немало копий, но даты, связанные с постройкой и гибелью никто не оспаривает: в 989 году заложили, в 996 году закончили строительство.
В 1240 году под тяжестью спасавшихся в храме от монголов киевлян рухнули своды и стены, в 1828-1842 годах над руинами построили новую церковь, которую разрушили в 1935. Остается вопрос, хватит ли благоразумия киевским властям не восстанавливать древний храм (вроде как сейчас у украинцев нашлись более неотложные дела типа всяких майданов) — но с прошлым этого памятника более-менее все ясно.
Если же мы обратимся к литературе с другим вопросом: какая из сохранившихся домонгольских церквей самая древняя, то мы сразу получаем двух кандидатов.
Про один из них мы уже писали: это Софийский собор в Киеве. Летописи относят его строительство к 1037 году.
Стоит отметить, что как раз с летописями вышла некоторая путаница. Во-первых, статья 1037 года — сводная. Просто под этим годом в летопись оказался вставлен общий итог строительной деятельности Ярослава Мудрого: включая Золотые Ворота в Киеве (сейчас над подлинными их руинами уже 30 лет возвышается плод художественного воображения историков), церкви Георгия и Ирины. Другая летопись, Новгородская Первая сообщает, что Софию заложили в 1017 году. Копья историков ломаются по сей день, оставляя простор для датировки здания экскурсоводами. Одни считают здание построенное молодым Ярославом, другие — что ее построили позже 1037 года.
Автор лекции склоняется к более ранней дате постройки, основываясь на сообщении Новгородской летописи и граффити на стене Софии с датой 1032 год и на некоторых других исторических данных.
<1>
Но сегодня мы поговорим о другом «кандидате» в лидеры, который расположился в 140 километрах севернее: о храме Спаса в Черниговском детинце, а, заодно и еще об одном черниговском памятнике домонгольской архитектуры.
+++
###2###
Спасский собор — главный храм древнего и современного Чернигова. О том, когда он построен, мы можем судить более определенно, хотя ни о закладке собора, ни о его освящении летописи не пишут. Тем не менее, на наше счастье, «Повесть временных лет» подробно написала о смерти князя Мстислава Черниговского, который скончался в 1036 году и являлся ктитором (основателем) храма.
Вот как пишет «Повесть» об этих событиях под 6544 (1036) годом: «И положиша и (его — Мстислава) в церкви у святого Спаса, юже бе сам заложил, бе бо въздано ея при немь взвыше, яко на кони стояще рукою досящи». То есть, когда Мстислава хоронили, собор еще не достроили, но стены вывели до уровня, когда до них можно достать рукой, стоя на коне (а это около 3 — 3,5 метров).
Таким образом, мы знаем, что собор заложили, скорее всего, в начале 1030-х, а достроили — в конце десятилетия.
По мнению автора, Спасский собор заслуженно занимает второе место по древности из сохранившихся памятников, «вклиниваясь» между киевской и новгородской Софиями, построенными братом и племянником Мстислава.
Активно изучали собор весь XX век. Впервые раскопки в нем провели в 1929 году, а в 1967 году началась реставрация. К сожалению, внутреннего убранства собора почти не сохранилось. Только местами встречаются остатки древних фресок, а реставраторам удалось обнаружить даже граффити: надписи, процарапанные строителями или посетителями храма по фресковой штукатурке.
<2>
Пятиглавый собор построили в смешанной технике - частично из камней, частично из плинфы (плоского кирпича). Черниговский Спас — это большое (33х22 метра) трехнефное и трехапсидное здание. Как положено соборам тех лет, на хоры (второй этаж, где во время богослужения находились князь и приближенные) вела лестничная башня. Она сохранилась, но в конце XVIII века «для симметрии» пристроили вторую башню, с юга; заодно над башнями выстроили острые шпили-конусы. Собственно говоря, именно тогда собор и обрел современный силуэт.
+++
###3###
Вторая башня и шпили-конусы — не единственное изменение во внешнем облике собора за почти что тысячу лет. Раскопки показали, что рядом с собором стояло небольшое здание-крещальня: не стоит забывать, что храм стоили меньше, чем через полвека после принятия христианства на Руси.
Помимо этого, раньше к восточным углам собора были пристроены еще две маленькие часовни, о которых мы знаем только, что они имели посвящения Трех Святителей и Покрова Богородицы. К ХХ веку, когда внутри и вокруг храма проводили раскопки, от часовен остались лишь фундаменты.
Сейчас образ собора в Чернигове растиражирован в качестве символа города. К слову сказать, по Украине его лучше всего знают по бутылкам черниговского пива. А в 1997 году Нацбанк Украины выпустил памятную серебряную монету с изображением собора.
<3>
Со вторым сохранившимся домонгольским сооружением в Черниговском детинце - находящимся неподалеку Борисоглебским храмом — связана практически детективная история.
Собственно, экскурсоводы скорее всего скажут, что перед вами - Борисоглебский собор, 1120-1123 годы. Но не все так просто.
С одной стороны, о соборе мы знаем только из «Слова о Князьях» XII века, в котором говорится, что князь Давид Святославич, умерший в 1123 году, »…положиша бысть в церкви святого Бориса и Глеба, от него же и создана бысть». С другой стороны, не факт, что это известие, из которого ясно, что тот собор, в котором погребли князя построен между 1115 и 1123 годами, относится именно к существующей постройке.
Дело в том, что раскопки внутри собора показали, что здесь уцелели остатки какого-то другого, более древнего здания, погибшего от пожара.
Одни ученые считают, что это - княжеский терем XI века, другие предполагают, что более древнее здание - это и есть Борисоглебский собор, упомянутый в «Слове о князьях». Тогда существующее здание, скорее всего, построено на полвека позже. Ученые до сих пор спорят.
+++
###4###
<4>
Интересно вот еще что: собор когда-то был украшен резным камнем. Не так густо, как это случится во Владимирском зодчестве чуть позже, но тем не менее. Еще при перестройке собора в XIX веке здесь нашли белокаменную капитель (завершение колонны) и фрагмент полуколонки. В 1947-48 гг. во время раскопок нашли еще семь фрагментов. Их происхождение пока неясно: некоторые ученые даже считают, что часть из них относится к первому зданию, часть — ко второму.
Но здесь мы уже видим, как совершенно не христианские образы занимают места на христианском храме.
Известный исследователь язычества Древней Руси академик Борис Рыбаков усматривал в некоторых сюжетах даже богов языческого пантеона Владимира (к примеру, крылатого пса Семаргла).
<5>
Сейчас часть этих фрагментов вернули на собор, часть можно увидеть внутри него: в самом соборе сейчас устроен музей.
Мы познакомились с двумя самыми древними домонгольскими памятниками Чернигова. Но Спасским собором и Борисоглебским храмом их список не ограничивается: об остальных сооружениях мы поговорим в следующий раз.
+++