В начале сентября на городском кладбище Калининграда появилась редкая вещь — надгробная плита военного министра Пруссии XVIII века Фабиана фон Браксайна. Работники муниципального кладбища поставили каменное надгробие «на попа», прислонив к стене своей сторожки, вокруг которой расположен импровизированный музей старинных надгробных плит.
На лицевой части плиты выбито: «Hier ruhen Fabian v. Braxein K Pr. Geheim Elats und Kriegsminister» (Здесь покоится Фабиан фон Браксайн, тайный советник и военный министр Пруссии). Годы жизни военного политика: 27 сентября 1722 года — 12 марта 1798 года. Согласно хроникам, Браксайн стал военным министром в 1751 году — за 5 лет до начала Семилетней войны, когда коалиция Австрии, России, Франции, Саксонии, Швеции и Испании выступила против Пруссии и Великобритании. Также Браксайн был тайным советником прусского короля Фридриха II. Потомки Браксайна проживают в настоящее время в Австралии.
Весть о раритете моментально облетела Калининград, и к кладбищу потянулись любители старины. Вначале кладбищенские работники скрывали, откуда привезено надгробие, но вскоре тайна раскрылась, вызвав скандал. Выяснилось, что плита с конца XVIII века была вмурована в стену лютеранской кирхи, расположенной в местечке Тарау (сейчас поселок Владимирово Калининградской области). Сам Браксайн со своим семейством был также захоронен у этой кирхи (здесь находилось его фамильное имение). После Великой Отечественной войны советские хозяйственники из храма сделали склад для хранения селитры, а затем здание было заброшено и за десятилетия сильно разрушено.
Как рассказали в Научно-производственном центре по охране памятников и ценностей при региональном министерстве культуры, в 80-е годы руины кирхи Тарау обследовала поисковая экспедиция из Риги.
Тогда на глубине 6 метров было найдено захоронение женщины, датированное XVI веком. В этой усыпальнице латвийские археологи нашли большое количество золота.
Чиновники из калининградского минкульта считают, что плиту Браксайна демонтировали черные копатели, которые наверняка были наслышаны о рижской экспедиции и также искали ценности. Начальник отдела НПЦ «ГУК по охране памятников» Авенир Овсянов сообщил журналистам, что изъятие надгробной плиты — «противозаконный акт».
«Это не есть акт спасения плиты, а неправомерное изъятие из памятника ее составной части», — продолжил Овсянов.
После таких заявлений работники кладбища ушли в подполье, отказавшись общаться с прессой. Но в их защиту выступил калининградский краевед Сергей Трифонов, который назвал диггеров «спасателями от вандалов». По его словам, плита была уже давно выворочена из стены кирхи и валялась рядом в траве.
«Если бы не эти любители истории, надгробие давно бы расколола на куски пьяная молодежь в поселке, или его вообще увезли бы за границу, например, в Литву», — считает краевед.
Коллекционеры надгробий, уверяет Трифонов, готовы вернуть плиту на место, но, разумеется, только после того, как кирху 1430 года постройки начнут восстанавливать. Несмотря на то что кирха является памятником федерального значения, она стоит в руинах. Впрочем, у чиновников другое мнение. По словам главного специалиста «ГУК по охране памятников» Александра Масленникова, сейчас идет разбирательство, и, скорей всего, любителям старины придётся возвращать надгробие на место за свой счет. Трифонов уже обмолвился, что ему «звонили из УБОПа» и интересовались деталями произошедшего.
«Газета. Ru» будет следить за передвижением надгробной плиты германского государственного деятеля.