Магнитная чистка шедевров

Итальянские учёные разработали новый, щадящий метод очистки картин

Оксана Молчанова
Химики из Флоренции создали очищающий гель, который абсолютно безопасен для произведений исскуства, будь то фреска, масляная картина или мраморная статуя. Гель-губка может быть пропитан любым чистящим веществом, не оставляет следов, а с поверхности удаляется с помощью обычных магнитов. Кроме того, его можно использовать многократно.

Магниты можно использовать для чистки картин, говорится в опубликованной в журнале Langmuir статье. Химик из Университета Флоренции Пьеро Бальони нашел способ борьбы с грязью, который, по его словам, абсолютно безопасен как для живописной поверхности картины, так и для поверхности холста. Бальони совместно с коллегами из Университета Флоренции создал гель, который можно легко удалить с поверхности с помощью обычных магнитов.

Для создания геля учёные использовали полимеры полиэтиленгликоль и акриламид, «пропитанные» наночастицами кобальта и окиси железа. В результате они получили магнитную полимерную губку с порами диаметром 50 нм. Гель-губка достаточно тверд, чтобы его можно было резать ножницами. Поры в этой губке ученые заполнили специальными микроэмульсиями, которые, собственно, и очищают поверхность картины, статуи или старинной фрески.

Как отметили исследователи, способ очистки достаточно прост: реставратор предварительно измеряет размеры обрабатываемого участка масляной картины, мраморной статуи или фрески, а затем вырезает кусок губки необходимой формы для локальной обработки объекта. Вырезанный участок толщиной в несколько миллиметров помещается на поверхность произведения искусства на срок от 10 минут до часа, в зависимости от уровня загрязнения.

Как только гель помещают на участок картины или скульптуры, моющее средство оказывается на очищаемой поверхности и начинает расщепление грязи. В процессе чистки верхний слой геля засыхает. В то же время осмотическое давление приводит к тому, что чистящее вещество, с помощью которого обрабатывают произведение искусства, проникает обратно в гель. Этот трюк, как пишут исследователи, работает из-за того, что гели склонны впитывать водорастворимые вещества.

Для завершения процесса очистки картины реставратору достаточно поднести к обрабатываемому участку магнит, и образовавшаяся плёнка будет удалена с поверхности без каких-либо повреждений.

Исследователи уже заявили, что в качестве чистящих средств можно использовать различные микроэмульсии, в зависимости от свойств той или иной поверхности. Еще один плюс геля состоит в том, что после непосредственного использования его можно высушить и в дальнейшем он будет великолепно функционировать.

Изобретение подобного геля реставраторы и искусствоведы встретили одобрительно. Глава департамента консервации и технологии лондонского Института искусств Курто Авива Бёрнсток рассказала Nature News, что гель-губка в состоянии обрабатывать небольшие участки картины, фрески или скульптуры. При использовании других гелей, считает она, ограничивать площадь обработки с такой точностью крайне сложно.

Когда речь заходит о чистке картин, будь то косметическая чистка или реставрация с удалением загрязнений, профессионалы могут рассказать о большом количестве способов удаления грязи с поверхности холста. Сейчас реставраторы предпочитают использовать специально разработанные гели, которые позволяют обрабатывать какой-либо отдельный участок картины, то есть уничтожать локальное загрязнение (о них и говорила Авива Бёрнсток). Такой способ чистки представляется щадящим, поскольку теперь реставраторы могут отказаться от регулярного использования очищающих веществ.

Впрочем, даже острожное использование гелей и других чистящих средств нередко приводит к уничтожению грязевых пятен вместе с лаком и краской, в которые грязь и пыль «въедались» с течением времени. Кроме того, гели для чистки картин отличаются некоторой клейкостью. Поэтому даже при самом тщательном удалении геля очищающие вещества могут остаться на картине и даже проникнуть в структуру холста, что крайне неприятно скажется на качестве изображения. От абразивных материалов, нередко предлагаемых в качестве альтернативного метода чистки картин, краски также блекнут, а тонкие холсты могут покрываться микроцарапинами.

Даже такой этап чистки шедевров, как удаление пыли с живописной поверхности картины, нужно проводить, по мнению искусствоведов Ю. И. Гренберга и В. П. Голикова, с особой аккуратностью, используя для этого чистую подушечку или рукавицу из бархата или фланели. Обметать поверхность нужно с минимальным нажимом и в одном направлении. Щетки, флейцы применять не следует, поскольку щетина может поцарапать поверхность, кроме того, эти приспособления скорее рассеивают пыль в воздухе, а не собирают её.

Впрочем, даже выполняя все существующие рекомендации, можно нанести большой урон картине. Теперь же, считают реставраторы, наконец-то разработан метод обработки поверхностей, который одновременно эффективен и не приводит к необратимым разрушениям произведений искусства, будь то картина, фреска или статуя.

Стоит отметить, что профессионалов может подкупить и опыт химиков, создавших гель. Бальони занимается проблемой очистки художественного наследия в течение более чем 20 лет, а его методы используются по всему миру. Испытания его нового геля на старинных фресках также прошли успешно.