Древо эволюции человека больше смахивает на прихотливо ветвящийся куст с короткими веточками. К такому выводу пришла работающая в Кении международная группа палеонтологов под руководством профессора Фрэда Спура из Университетского колледжа (Лондон) после изучения двух откопанных черепов.
Материалом для анализа послужили находки 2000 года. Целый череп Homo erectus нашли недалеко (на дистанции, которую можно преодолеть пешком) от верхней челюсти Homo habilis. Датировка обеих находок показала, что они принадлежат к одному и тому же временному интервалу. Причём возраст черепа Homo erectus — 1,55 млн лет, а верхней челюсти Homo habilis — 1,44 млн лет.
Выводы из своего открытия учёные сделали, мягко говоря, нетривиальные.
В соответствии с теорией эволюции более древний Homo habilis, или человек умелый, эволюционировал в Homo erectus, человека прямоходящего, который позже превратился в Homo sapiens. Новые находки говорят, что около 1,5 млн лет назад оба древних вида жили в Кении бок о бок, как неандертальцы и мы. Отчет об исследовании опубликован в Nature.
По словам авторов работы, оба вида жили неподалеку друг от друга 500 тысяч лет, но не взаимодействовали, занимая каждый свою собственную экологическую нишу.
Похоже, что Homo habilis предпочитал растительную пищу, тогда как Homo erectus часто ел мясо. Да и жили они по-разному. Как макаки и шимпанзе, они, скорее всего, просто избегали встреч друг с другом, так как вместе им было некомфортно, считает Спур.
Как сказал профессор, их открытие равноценно тому, что вы обнаружили бы вдруг, что ваши бабушка и прабабушка оказались сестрами. И теперь довольно сложно полагать, что человек прямоходящий произошел от человека умелого. «Все еще остается неизвестным их общий предок, который жил, вероятно, 2–3 млн лет назад. То есть в период времени, к которому относится очень небольшое количество ископаемых останков», — говорит Спур.
В телефонном интервью АР из своего полевого офиса в Кении Спур сказал, что эволюция человека скорее представляет собой «дерево с беспорядочно спутанными ветвями, а вовсе не героический марш древнего предка, превращающегося во что-то среднее, а потом непосредственно в нас», как это изображается на большинстве иллюстраций.
«Старые эволюционные картинки, засевшие в общественном сознании, слишком просты и требуют пересмотра, — вторит Спуру Билл Кимбел из Института происхождения человека при Аризонском государственном университете. — Чем больше мы узнаем, тем более сложной становится история развития. Раньше ученые считали, что Homo sapiens произошел от неандертальцев, но сейчас мы знаем, что они жили в одно и то же время и мы не их потомки». Теперь, говорит Кимбел, аналогичное открытие затронуло наших более древних предков.
Ухватившись за сенсацию, журналисты АР тут же её растиражировали. Вслед за ними новость подхватили и все остальные.
Однако учёные ошиблись в подсчётах времени, которое провели вместе два вида.
Напомним, что, как следует из слов Фрэда Спура из описательной статьи в Nature, оба вида жили бок о бок 500 тысяч лет. Но из приведённых там же дат следует, что разница жизни «бок о бок» — всего 110 тысяч лет.
Теперь рассмотрим сами находки в сравнении с другими останками обоих видов. Челюсть Homo habilis возраста 1,44 млн лет — самая молодая находка особи этого вида, который ранее считался вымершим 1,7–2 млн лет назад. С другой стороны, найденный череп Homo erectus можно назвать самым одним из самых старых, так как старейшие из известных до сего дня представителей этого вида жили 1,65 млн лет назад. А откопанному в Кении — 1,55 млн лет. Есть, конечно, осколок затылочной кости NME 2598, датируемый 1,9 млн лет и условно принадлежащий H. erectus. Однако однозначно его отнести к этому виду нельзя. И датировка его основана на слое, в котором он лежал. А не на датировке самой костной ткани. Да и лежит он не в Кении, так что под определение «бок о бок» не подходит.
В любом случае, можно с таким же успехом, с каким авторы работы говорят об обще мпредке обоих видов, утверждать следующее:
ничто не мешало кому-то из представителей человека умелого мутировать в человека прямоходящего. И спокойно развиваться, пока Homo habilis вымирал.
Не стоит забывать также, что 1,5 млн лет назад начался плейстоцен, что подтверждено всевозможными геологическими исследованиями. А плейстоцен, как следует из Большой Советской энциклопедии, «характеризуется общим похолоданием климата Земли и периодическим возникновением в средних широтах обширных материковых оледенений». Земля остывала, климат менялся. Джунгли сменялись степями. Самое время для выживания мутантов, которые при ином раскладе просто не смогли бы существовать.
До находки в Кении связь между обоими видами была иллюзорной. Теперь же у них появилась точка пересечения как во времени, так и в пространстве — Кения, 1,5 млн лет назад. Но почему-то группа Спура посчитала, что верна их теория.
Чтобы прийти к идее «кустистой эволюции» в данном случае, Спур с коллегами работал над останками в течение семи лет. Правда, так как исследованный череп Homo erectus по размеру значительно меньше всех известных, ученым сначала пришлось доказывать, что это действительно он, а не какой-то другой вид. И что у этой особи нет никаких дефектов, которые бы помешали её чёткому видовому определению. При этом ученые совершенно точно знали, что не Homo habilis, челюсть которого обладает четкими отличительными признаками.
По строению челюстей удалось установить, что это была взрослая особь Homo erectus, вероятно, 18–19-летняя женщина без каких-либо дефектов развития или генетических мутаций.
Исследователям пришлось заново проанализировать 30 имеющихся у них черепов Homo erectus и около дюжины других ископаемых фрагментов. Они обнаружили, что женские особи человека прямоходящего значительно уступают по размеру мужским. «Это разительно отличает их от современного человека, но такое встречается у некоторых животных», — говорит работавшая в команде Лики Сьюзан Антон, антрополог из Нью-йоркского университета. Что, по её мнению, означает: прямоходящий человек не столь близок человеку разумному. Возможно, между ними есть другие переходные звенья.
Подобный половой диморфизм, по мнению ученых, имеет отношение к полигамии. Приматы, у которых мужские и женские особи приблизительно одного размера, такие как гиббоны, часто демонстрируют приверженность одному партнеру. Гориллы и бабуины, самцы которых значительно крупнее самок, полигамны: доминантный самец обладает целым гаремом, а менее удачливые слоняются вокруг, поджидая удобного случая для спаривания. Homo Erectus, по-видимому, вел сходный образ жизни.
Однако полигамия также не объясняется кустистостью эволюции.
Зато прекрасно соотносится с теорией естественного отбора Дарвина. Только чтобы понять это, стоит сравнивать не мозг женщин и мужчин Homo erectus, а мозг самой маленькой женщины Homo erectus и мозг мужчины Homo habilis. Как следует из всех возможных справочников, минимальный мозг «прямоходящих» женщин был не менее 750 куб. см. А максимальный мозг «умелых» мужчин не превышал этой цифры. Комплекция у них также была примерно одинаковой. Поэтому на фоне мужчин «умелых» представители сильной половины Homo erectus выглядели действительно сильными, мощными, рослыми и так далее. Поэтому неудивительно, что у них было много партнёрш. Закон джунглей — выживает сильнейший. Со временем необходимость в подобной дифференциации отпала, и размеры людей выровнялись. Впрочем, не до конца — и сейчас мужчины часто крупнее женщин, и их всё ещё называют сильным полом. А о том, что и Homo sapiens любит заводить гаремы, дети узнают задолго до школьного курса биологии из арабских сказок.
К тому же совсем недавно, в прошлом году, в Эфиопии нашли переходное звено между Homo erectus и Homo sapiens. Так что «прямоходящий» — точно наш предок. И ничто не мешает ему быть потомком человека «умелого». Хотя, читая иногда в СМИ перепечатки научных глупостей, начинаешь в этом сомневаться.