В пятницу в Хельсинки вручают The Millennium Technology Prize. Эта награда учреждена в 2002 году, но вручается всего во второй раз.
Миллион евро получит японец Сюдзи Накамура (Shuji Nakamura) — за оптические технологии, изменившие нашу жизнь к лучшему.
Профессор Накамура с начала 1990-х годов работает над полупроводниковыми гетероструктурами.
Ему принадлежит изобретение ярких синих, зеленых и белых светодиодов (фонарики, огоньки на мобильниках и так далее) и синего лазера.
Последнее изобретение особенно важно для любителей кино и музыки, а также для всей отрасли хранения информации. Дело в том, что, используя изобретенный Накамурой синий инжекционный лазер на основе кристаллов нитрида галлия, можно увеличить плотность записи информации на компакт-диски почти в пять раз.
То есть на обыкновенный DVD можно будет записать 16–20 Гб информации.
За свои достижения калифорнийский профессор получит миллион евро. Впрочем, Накамура и так не беден, поскольку искусен не только в науке, но и в юриспруденции: в 2005 году он отсудил у бывшего работодателя $7 млн в качестве бонуса за свои изобретения, так как корпорация «Ничия» (Nichia) выплатила ему за них всего $180.
Впрочем, такие же работы ведутся и у нас, в России. Лаборатория Жореса Алферова также работает над полупроводниковыми лазерами и гетероструктурными светодиодами.
По мнению нашего нобелевского лауреата, совпадающему с прогнозами мировых специалистов, к 2030 году половина освещения улиц и помещений в мире будет осуществляться посредством ярких светодиодов, что даст экономию электроэнергии минимум на 10%. Но между Нобелевской премией и Millennium Technology Prize есть огромная разница. Если до Нобелевки, как грустно шутят ученые, еще нужно дожить после открытия, то Millennium Technology Prize достается за открытия, уже принесшие реальную пользу здесь и сейчас. Поэтому приз и достается Накамуре, а о получении аналогичной премии ученым из России остается только мечтать.