Теория Дарвина плохо приживается в США — хуже, чем в других западных странах. Американцы не готовы признать общего предка, от которого ведут свое происхождение человек и обезьяна.
Новое исследование, основанное на данных прошлых обзоров, небезуспешно попыталось выяснить причины массовой американской нелюбви к дарвинизму: в праве на существование ему отказывают около трети американцев. Под руководством Джона Миллера из Мичиганского государственного университета ученые сравнили результаты опросов, проведенных в США в 1985 и 2005 годах, в Японии — в 2001-м и в разное время — в 32 европейских странах. Опросы стремились прояснить, как общество относится к идее эволюции.
В то время как в Соединенных Штатах лишь 14% взрослых «верят» в теорию Дарвина, в Японии подобный показатель составляет 78%, а, например, в Исландии, Дании, Швеции и Франции концепцию эволюции приняли 80%.
Полностью отвергают теорию Дарвина около 30% американцев. В западноевропейских странах число таких непреклонных граждан колеблется от 7% в Великобритании до 15% в Нидерландах. А количество «сомневающихся» в США возросло за последние 20 лет с 7 до 21%.
Из всех стран, попавших в поле зрение исследователей, только в мусульманской Турции идея эволюции пользовалась еще меньшей популярностью, чем в Штатах.
Чтобы понять причины неприятия теории эволюции в США, команде под руководством Миллера пришлось изучить ряд дополнительных факторов. В итоге, они установили, что причины кроются в уникальном симбиозе американской религиозности, политической активности и мощного общественного мнения, которое проявляется и в понимании биологической науки. Доклад об исследовании опубликован в последнем номере Science.
Сложный статистический анализ позволил выделить три ключевых социокультурных фактора, влияющих на отношение среднего американца к теории эволюции. К ним причислены ортодоксальные религии, отношение к абортам и низкий уровень биологической грамотности.
Так, те или иные конфессиональные пристрастия почти вдвое чаще сказываются на отношении к дарвинизму в США, чем в Европе. Как говорит Миллер, в Америке сохранилась, в отличие от Европы, сильная независимая протестантская традиция, в русле которой верующие буквально воспринимают Библию и видят в Книге Бытия (первой книге Пятикнижия) документальный отчет о сотворении мира. В Европе же, поясняет Миллер, протестанты, отколовшись от римско-католической церкви в XVI веке, сохранили иерархию, которая оставалась частью университетской системы.
На отношение американцев к дарвинизму влияют и их политические взгляды. Как показало исследование, сторонники консерваторов-республиканцев, в чью программу входит, в частности, борьба с абортами, с гораздо большей вероятностью отклонят теорию Дарвина, чем сторонники демократов, отстаивающих право на аборт. В Европе корреляция «правых» взглядов с неприятием дарвинизма выражена значительно меньше.
Тенденция неприятия Дарвина в США наиболее ярко проявилась, по мнению исследователей, во второй половине ХХ века, когда консервативное крыло Республиканской партии «приняло» креационизм — учение о сотворении мира богом, чтобы обеспечить себе поддержку южных и среднезападных штатов.
Миллер вспоминает одну из предвыборных речей Рейгана в ходе поездки по этим штатам, в которой он упомянул, что «в моей семье шимпанзе не было».
И, наконец, огромное значение имеет низкий уровень биологических знаний. Большая доля взрослых американцев имеют крайне смутное представление о главных биологических и генетических открытиях ХХ и ХХI века. В ходе исследования 2005 года, на которое ссылаются авторы статьи в Science, 78% опрошенных согласились с тем, что растения и животные развивались постепенно, от других организмов. И в то же самое время 62% полагали, что человека сотворил бог, и эволюция тут ни при чем. Кроме того, выяснилось, что меньше половины взрослых жителей США могут дать хотя бы самое общее определение понятию ДНК. Только треть согласны с утверждением, что более половины генов человека идентичны генам мышей, и лишь 38% опрошенных знают, что больше половины генов человека — общие с шимпанзе.