Американские ученые впервые в истории мировой медицины совершили пересадку семи мочевых пузырей, выращенных в лаборатории из собственных тканей пациентов. Как сообщает АР со ссылкой на медицинский журнал The Lancet, раньше такие сложные органы в лаборатории не выращивали: до сих пор пересаживались только выращенные in vitro костные, кожные и хрящевые ткани. Операция открывает новую эру в трансплантологии.
По словам врачей из Бостона, первую пересадку они произвели еще в 1999 году, но рассказали о ней лишь во вторник: хотели удостовериться, что операция прошла успешно, органы прижились и отторжения не произошло.
С тех пор медики произвели еще шесть пересадок. За каждым из пациентов врачи впоследствии наблюдали в течение не менее двух лет. Возраст отобранных для уникальной операции больных колебался между 4 и 19 годами, все они страдали миеломенингоцеле — грыжей спинного мозга и мозговых оболочек, вызывающей, в частности, дисфункцию мочевого пузыря.
Нарушения работы мочевого пузыря могут вызывать повышение давления в нем, что в конечном итоге приводит к заболеванию почек. Кроме того, заметно страдает качество жизни пациента, сталкивающегося с большим количеством бытовых неудобств. Только в Соединенных Штатах насчитывается 35 млн таких больных.
Традиционный метод восстановительной хирургии сводится к тому, что к поврежденным частям мочевого пузыря пришивают «заплатки» из тканей, взятых обычно из тонкого кишечника пациента.
Старая методика нередко приводит к осложнениям, так как ткань кишечника плохо подходит для выполнения функций ткани мочевого пузыря: первая предназначена для поглощения питательных веществ, вторая — для их выделения. Как следствие, пациенты, пережившие подобную процедуру, нередко страдают остеопорозом (пористостью костей), у них растет предрасположенность к мочекаменной болезни и раку.
Бостонские медики под руководством Энтони Аталы пошли другим путем. На первом этапе они делали биопсию мочевого пузыря пациента и выделяли мышечные и уротелиальные прогениторы.
Прогениторы —
клетки-предшественники; более зрелый вариант стволовых клеток, которые могут трансформироваться только в один вид ткани.
Затем клетки поместили на специально подготовленную основу из коллагена, воспроизводящую форму человеческого мочевого пузыря, и растили в течение семи-восьми недель. К концу жизни в лаборатории число клеток вырастало с десятков тысяч до 1,5 млрд. По истечении этого времени реконструированный пузырь хирургическим способом пришивали к остаткам собственного органа пациентов. «Дозревали» клетки лабораторного происхождения уже внутри пациента.
По словам экспериментаторов, процесс возрождения мочевого пузыря обходился без осложнений, типичных для технологии вживления кишечных тканей.
Новая ткань мочевого пузыря оказалась втрое более упругой, чем у пациентов, прибегнувших к традиционным хирургическим методикам, и у всех семерых больных Аталы сохранилась функция почек.
За прошедшее десятилетие исследователи добились больших успехов в создании «платформ» или «опалубок», которые удерживают растущие клетки, придавая получающейся конгломерации нужную форму, и позже саморастворяются в теле пациента. Многочисленные работы по изучению стволовых клеток также заметно продвинули вперед регенеративную медицину.
В настоящий момент сотрудники лаборатории Аталы заняты продолжением опытов и рассчитывают в ближайшем будущем вырастить в пробирках еще 20 различных тканей и органов, в том числе кровеносные сосуды и сердца.
Доктор Атала, переместившийся в Уэйк-Форестский университет в Северной Каролине, успел получить патент на свое изобретение. По словам Аталы, найденное решение может оказаться спасительным выходом для миллионов людей во всем мире, нуждающихся в пересадке органов и не располагающих донорами.
В целом медицинское сообщество высоко оценивает достижения бостонских ученых.
Так, специалист Питтсбургского университета в области биоинженерии доктор Стивен Бэдилак заявил, что «в каждого из тех, кто занимается подобными задачами, открытие вселяет надежду и поддерживает уверенность: все можно сделать». В то же время все медики считают, что необходимо удостовериться в эффективности и безопасности новой технологии и провести контрольные эксперименты для сравнения преимуществ метода Аталы с традиционной технологией лечения. В частности, Стив Чанг, уролог из Иллинойса, в комментарии для The Lancet отметил, что проблемы, которые возникли бы при полной пересадке мочевого пузыря — воссоединение мочеиспускательных каналов, восстановление кровоснабжения и передача нервных импульсов, — все еще не решены. Хотя саму работу он охарактеризовал словами «огромный прогресс».
Ряд сомнений выразил доктор Йозеф Цвишенбергер, редактор журнала Американского общества искусственных внутренних органов, которого смущает желание Аталы поскорее перейти к коммерческим операциям по новой методике. «Предварительные данные представляются весьма интересными, — сказал он, — однако неизвестно, насколько хорошо лабораторные мочевые пузыри справляются со своей работой в телах владельцев, а также почему из конечных данных изъяты истории болезни еще двух пациентов, которые по личным причинам отказались от участия в эксперименте до его завершения». Кроме того, технология Аталы затрагивает только последствия, оставляя как есть первопричину заболевания — грыжу спинного мозга, отметил Цвишенбергер.