Риски мегаземлетрясений, подобных катастрофическому Суматранскому (2004 год), сильно занижены, а способности ученых предсказывать такие землетрясения преувеличены — к такому выводу пришли ученые из Американского геологического общества.
Только в январе 2006 года ученые из Йельского и Вашингтонского университетов объявили о некоторых подвижках в предсказаниях таких катастроф – и вот теперь их соотечественники пришли к выводу, что радоваться особо нечему.
Эмиль Окал из Северо-Западного университета (штат Иллинойс) честно признается: «Мы не ожидали такого мощного землетрясения на Суматре».
До катастрофы считалось, что механизм землетрясений в зоне субдукции достаточно прост. «Это связывали с возрастом и скоростью, — говорит Окал. – Когда более старая, холодная и потому более плотная плита медленно подвигается под другую, ей приходится опускаться. В результате нет нарастания напряжения для мегаземлетрясения».
Зоны субдукции (зоны подвига) –
участки земной коры, где проходит граница соседних литосферных плит. После разработки в 1960-х годах теории литосферных плит принято считать, что самые сейсмически активные участки нашей планеты находятся именно в таких зонах субдукции.Суматранское землетрясение произошло 26 декабря 2004 года в 00.58.53 UTC (07.58.53 по местному времени). Оно стало причиной цунами, признанного самым смертоносным стихийным бедствием в современной истории. Магнитуда землетрясения составила 9,3 балла. Ближайшее по времени похожее по силе землетрясение произошло на Аляске в 1964 году (9,2 балла). Эпицентр землетрясения находился в Индийском океане, к северу от острова Симеулуе, расположенного возле северо-западного берега острова Суматры. Цунами достигло берегов Индонезии, Шри-Ланки, юга Индии, Таиланда и других стран. Высота волн достигала 15 метров. Цунами достигло даже Порт-Элизабет в ЮАР (5000 км от эпицентра). По разным оценкам, погибли от 165 тыс. до 234 тыс. человек.
С другой стороны, в некоторых зонах субдукции могут произойти сильнейшие землетрясения, не связанные, собственно, с процессом субдукции. Кроме того, помимо подминания одной плиты другой отмечаются и поперечные движения, которые также труднопредсказуемы.
Эмиль Окал предупредил: «Мы не знаем, как предсказать мощность землетрясения, и не должны недооценивать вероятность его возникновения. Пока мегаземлетрясения по-прежнему остаются сюрпризами».
Свою работу американский ученый представит на встрече Американского Геологического общества и Геологической Ассоциации Аргентины, которая пройдет 3–7 апреля в аргентинском городе Мендоза.