Жители Южно-Африканской Республики отправляются на избирательные участки по всей стране. Это уже седьмое голосование в государстве с момента окончания эпохи апартеида. В этот раз южноафриканцам предстоит избрать новый состав национального парламента, а также региональных законодательных органов в девяти провинциях.
В Национальную ассамблею ЮАР избираются 400 депутатов. Парламент формирует правительство страны, а лидер парламентского большинства становится президентом.
Расклад сил
Официально на выборах зарегистрировалось 70 партий. Впервые в истории государства за место в парламенте могут побороться независимые кандидаты. Основное внимание приковано к пяти политическим силам: правящему Африканскому национальному конгрессу (АНК), который удерживает большинство в законодательном органе 30 лет, либеральному Демократическому альянсу (опирается в основном на белое меньшинство), популистскому «Копью нации» название военизированного крыла АНК во времена борьбы с апартеидом бывшего президента Джейкоба Зумы, находящегося в тюрьме по обвинению в коррупции, крайне левым «Борцам за экономическую свободу» и правой Партии свободы Инкаты.
По майскому опросу ENCA/Markdata, лидирует в гонке АНК, получая 43,4% рейтинга. Второе место за Демократическим альянсом — 18,6%, на третьем «Копье нации» с 14,1%, следом «Борцы за экономическую свободу» с 11,4%, и замыкает пятерку Партия свободы Инкаты с 3,1% поддержки.
Несмотря на рейтинг, АНК может не получить большинства в национальном парламенте — впервые с момента прихода к власти во главе с Нельсоном Манделой 30 лет назад. На предыдущих выборах в мае 2019 года АНК набрала 57,5% голосов.
Подливает масла в огонь и то, что оппозиционные Демократический альянс и партия свободы Инкаты с декабря 2023 года — в едином блоке против власти, состоящем из семи политических сил. По последним опросам, суммарно объединение под названием «Многопартийная Хартия» может рассчитывать на более чем 24% голосов.
Кризис партии Манделы
АНК последовательно теряет поддержку в ЮАР на фоне множества внутренних проблем. Как пишет Al Jazeera, ключевыми вопросами на выборах для избирателей стали самый высокий в мире уровень безработицы, неравный доступ к воде и электричеству, рост преступности и коррупция. К примеру, на родине Манделы в Восточно-капской провинции у 42,4% населения нет работы.
Что касается неравенства, то, несмотря на падение режима апартеида 30 лет назад, у темнокожих хуже школы и дома. АНК три десятилетия не может реализовать земельную реформу для справедливого распределения территорий — контроль над большей частью все еще у белых, которые в меньшинстве (темнокожих в стране около 80%). При этом пока жители богатых районов (преимущественно белые или потомки смешанных браков) купаются в бассейнах, в бедных районах люди выстраиваются в очереди у пунктов водоснабжения.
Еще одна проблема — доступность электричества. Энергетический кризис бьет по всем категориям населения из-за выхода из строя ряда угольных электростанций. Веерные отключения электроэнергии наблюдаются по всей стране и могут занимать от 6 до 12 часов в день. В преддверии выборов ситуация наладилась. В оппозиции расценили это как попытку властей повлиять на избирателей. Помимо ситуации в энергетике, страдает ЮАР от высокого уровня преступности, за прошлый год в стране произошло почти 2 млн тяжких преступлений, что на 7,7% больше, чем годом ранее.
Все эти вопросы играют против АНК. Разочарование общества показали еще муниципальные выборы 2021 года, на которых партия Манделы впервые получила менее 50% голосов. Ее оппоненты предлагают избирателям выход из кризиса и решение ключевых проблем. Оппозиционная «Многопартийная Хартия» обещает рост экономики, новые рабочие места и борьбу с коррупцией. А «Борцы за экономическую свободу» вместе с «Копьем нации» обещают добиться равенства для темнокожих и свергнуть «белых монополистов».
Что на кону
В случае лишения АНК парламентского большинства ей придется заключать союзы с другими партиями. Если АНК и проиграет, но с небольшим отрывом, то может объединиться с небольшими партиями для добора необходимых мандатов. В случае более серьезного провала возможно объединение с левыми «Борцами за экономическую свободу» партия известна своей поддержкой СВО России на Украине и призывами к выходу ЮАР из МУС из-за ордера на арест президента РФ Владимира Путина, такой пример уже действует в муниципальном совете Йоханнесбурга.
Не исключено, что в таком случае левые могут попытаться продавить конфискацию земель у белых в пользу темнокожих без компенсации. При поражении АНК у руля окажется оппозиция во главе с демократами, которые во многом продвигают интересы частного бизнеса.
Если оппозиция придет к власти или даже просто наберет значимую долю мест в парламенте, вероятно, она будет продвигать так называемую «цветную повестку». Речь идет как раз о поддержке этнических групп, выключенных из экономической жизни страны», — пояснила «Газете.Ru» африканист, кандидат политических наук Наталия Пискунова.
Эксперт отмечает, что с 2011-2012 годов в ЮАР был установлен гибридный политический режим, который пытался создать видимость классического демократического правления, но на самом деле у целого ряда этнических групп нет реальных прав в экономической и социальной жизни.
С точки зрения обозревателей CNN, возможно даже объединение популистов Зумы из «Копья нации», выступающих против белых монополистов, «Борцов за экономическую свободу» и АНК. По их мнению, такой сетап можно будет назвать «коалицией судного дня». Она выглядит наименее вероятной, так как Зума обещал более не поддерживать АНК, обвинив партию в представлении интересов белых.
The Guardian констатирует, что, если Африканский национальный конгресс получит в районе 40% голосов, ЮАР в любом случае ждут ощутимые перемены, так как партии впервые придется пойти на сотрудничество с другими политическими силами в парламенте. Может это повлиять и на выбор президента, который избирается из числа депутатов не позднее чем через две недели после дня выборов. Все президенты ЮАР, в том числе нынешний Сирил Рамафоса, из АНК.
По мнению африканиста Наталии Пискуновой, большинство перемен, если победит оппозиция, затронет внутреннюю политику, во внешней же изменения будут минимальны.
«В отношении БРИКС вряд ли что-то изменится. Организация дала ЮАР то, чего она добивалась долгие годы — укрепила ее влияние в регионе, преимущественно на новых африканских членов группы. Чем больше стран континента будут подключаться к БРИКС, тем выше манипулятивные способности Претории», — уверена эксперт.
В рамках взаимодействия с Россией все немного сложнее, продолжила Пискунова, ЮАР может сделать уклон на региональную повестку — взаимодействие с Латинской Америкой, Китаем, Индией и соседними странами.
БРИКС и Россия
При этом доцент кафедры международных отношений, кандидат политических наук Президентской академии в Санкт-Петербурге Нина Шевчук отмечает, что разворот внешней политики ЮАР, в частности по отношению к России, все же возможен.
«Вспоминаются недавние слова посла ЮАР в России Мзувукиле Джеффа Макетуки о том, что с приходом к власти оппозиции внешнеполитические векторы в этой стране могут сместиться не в пользу российско-южноафриканских отношений. Имелось в виду, что ЮАР может выйти из БРИКС. Подобные прогнозы дипломатами высокого уровня на пустом месте не озвучиваются. И, кроме того, есть пример Аргентины, которая развернулась на 180 градусов», — отметила эксперт.
Однако эксперт считает, что выход из БРИКС «будет проигрышем для всей страны, а не для одного политического лагеря».
«Поэтому, скорей всего, мы будем наблюдать достижение «гибких» договоренностей внутри ЮАР, отвечающих ее национальным интересам», — резюмировала эксперт.