Закулисная инициатива
США предложили рабочим группам «Большой семерки» (G7, включает, кроме США, Францию, Великобританию, Германию, Японию, Италию и Канаду) изучить способы конфискации замороженных российских активов на сумму $300 млрд. Об этом написала Financial Times со ссылкой на источники.
По данным газеты, вопрос конфискации активно обсуждался на уровне министров финансов стран G7 и их заместителей. Рабочие группы по предложению Вашингтона в ближайшее время оценят правовые аспекты конфискации, методы применения этого механизма, снижение рисков, а также вопрос о том, как лучше передать конфискованные средства Киеву.
США вместе с Канадой, Великобританией и Японией хотят подготовить варианты к встрече лидеров «Большой семерки», которая может пройти 24 февраля — во вторую годовщину начала боевых действий на Украине.
При этом остальные члены G7 — Германия, Италия, Франция — и ЕС «проявили некоторую сдержанность» и заявили о необходимости тщательно изучить законность конфискации активов РФ. Некоторые европейские министры, по данным FT, также призвали обеспечить высокую степень секретности в ходе обсуждения этих мер.
Что сделают с активами РФ
США и страны–члены ЕС сейчас рассматривают разные варианты: от прямой конфискации и траты активов Центробанка России до использования доходов от замороженных средств и применения их в качестве залогов для кредитов. Вашингтон, согласно публикации, пока не выступал за прямую конфискацию. Однако в этом году в рамках «Большой семерки» США распространили документ, где конфискацию называли законной в качестве контрмеры, чтобы заставить Россию прекратить боевые действия.
Журналисты издания отмечают, что Европа, где находится большая часть замороженных активов ЦБ РФ, настроена гораздо более осторожно, нежели США, так как в ЕС опасаются ответных мер Москвы на конфискацию.
Еврокомиссия, которая 12 декабря утвердила «механизм иммобилизации» доходов от российских активов, запланировала собрать с них около €15 млрд на поддержку Украины. Такой «острожный шаг», как считают эксперты, вполне возможен.
«Это альтернатива, которая с точки зрения западных стран может позволить, обходясь без незаконной конфискации российских активов, каким-то образом на них зарабатывать. Это тоже незаконно, поскольку не происходит перехода права собственности», — заявила в разговоре с газетой «Известия» директор центра экспертизы санкционной политики Института международных исследований МГИМО МИД России Екатерина Арапова.
Ответ Москвы
Саму заморозку российских активов глава Центробанка России Эльвира Набиуллина в интервью РБК назвала «очень негативным сигналом для всех центральных банков». По ее словам, эта мера — нарушение базовых принципов защищенности резервов.
Российские власти не раз говорили о том, что в случае конфискации активов последуют ответные меры. Дмитрий Песков 22 декабря подчеркнул, что изъятие резервов РФ чрезвычайно опасно для мировой финансовой системы.
«Если у нас что-то будет кем-то конфисковываться, то мы будем смотреть, что мы можем конфисковать в ответ. И если это что-то будет находиться, мы будем, естественно, незамедлительно это делать», — добавил пресс-секретарь президента.
До этого министр финансов России Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия 24» говорил о том, что Москва будет принимать абсолютно симметричные меры в случае отъема своих активов за рубежом. По его словам, Москва может обратить внимание на замороженные на счетах «С» средства нерезидентов.
Замглавы МИД РФ Сергей Рябков в интервью «Интерфаксу» предупреждал, что конфискация российских активов может привести к разрыву отношений Москвы и Вашингтона.