Свидетель
Бывший подполковник Службы безопасности Украины Василий Прозоров выразил готовность дать показания в Страсбургском суде по межгосударственному иску России к Украине «при соблюдении некоторых требований безопасности».
«Я вполне могу выступить свидетелем по вопросам противодействия деятельности СМИ в районе АТО, по вопросам похищений, пыток, незаконного лишения свободы и внесудебных расправ со стороны украинских силовиков. Я могу рассказать о незакрытии Украиной воздушного пространства над районом АТО», — приводит слова экс-сотрудника СБУ РИА «Новости».
По мнению Прозорова, Россия в своем иске в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) предоставила широкую доказательную базу, и то, что будет попадать под определение «применение фактов чрезмерной силы», в особенности — против объектов мирной инфраструктуры, Украина не сможет опровергнуть.
«Я считаю, если подходить с точки зрения юриспруденции, Россия имеет все шансы добиться положительного решения своего иска, а именно — признания ЕСПЧ действий государственных структур Украины преступными. <…> Возразить против фактов уничтожения украинскими силовыми структурами жилых домов и объектов критической инфраструктуры невозможно», — подчеркнул он.
Одним из таких фактов может стать крушение трагедия Boeing 777.
«Это обстоятельство в целом не нуждается в доказывании, так как сам факт использования воздушного коридора над зоной АТО опровергнуть невозможно. Таким образом, я считаю, что есть все шансы признать вину Украины в преступлениях против своих же граждан», — уверен военный.
Прозоров придерживается позиции, что Украина виновата в гибели 298 пассажиров Boeing 777 в Донецкой области. Россия в своем иске в ЕСПЧ также пишет, что вся ответственность за произошедшее лежит на Украине, поскольку страна не закрыла воздушное пространство. «Независимое и эффективное» расследование при этом не было проведено. Прозоров напомнил случай похищения жителя Снежного Владимира Цемаха, который, по версии СБУ, обладал информацией о крушении самолета.
«Данный эпизод никто на украинской стороне не отрицает, более того, Киев гордится этим. Не понимая, что они задокументировали собственный акт незаконного лишения свободы гражданина, причем в условиях отсутствия войны или военного положения», — сказал он.
Прозоров, как он сам ранее неоднократно заявлял, обладает информацией о внесудебных расправах и прочем беззаконии со стороны украинских силовиков, в том числе — о якобы набирающих популярность фашистских и нацистских взглядах в военных структурах Украины и государственной антироссийской пропаганде. В СБУ он работал с 1998 года, причем с 2014 года, когда начались события на Юго-Востоке Украины, Прозоров занимал должность в центральном аппарате, конкретно — в штабе антитеррористического центра.
Широкую известность бывший офицер получил в марте 2019-го, выступив с пресс-конференцией о том, что с 2014 года по идеологическим причинам сотрудничал с российскими спецслужбами. Одно из самых популярных заявлений Прозорова касается существования в Мариуполе «секретной тюрьмы СБУ», которую называли «библиотекой». Позднее РИА «Новости» опубликовало материал с рассказами узников тюрьмы.
Прозоров уверен, что в том случае, если ЕСПЧ встанет на сторону России в иске, то выполнение решения суда Украиной «вызывает серьезные вопросы, поскольку Украина в последнее время превратилась в территорию абсолютного правового нигилизма».
Иск России
20 июля Россия впервые в истории обратилась с межгосударственным иском в ЕСПЧ. Жалоба затрагивает несколько групп нарушений, в которых Россия обвиняет Украину. Среди главенствующих — ответственность за гибель мирного населения в ходе событий 2014 года и уже после них, дискриминация русскоязычного населения, блокирование Северо-Крымского канала, практика подавления свободы слова и крушение Boeing 777.
Россия потребовала, чтобы Европейский Суд и мировое сообщество обратили внимание на «систематические нарушения прав человека украинскими властями», провели соответствующее расследование и привлекли к ответственности виновных, а также наложили на Украину обеспечительные меры из-за блокировки поступления пресной воды в Крым и ограничения прав национальных меньшинств.
23 июля иск России был принят ЕСПЧ, при этом ограничительные меры на Украину наложены не были с мотивировкой о том, что «это не несет серьезного риска причинения непоправимого вреда основному праву в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека».