Прекращение огня: о чем Путин договорился с Эрдоганом
В Москве проходят переговоры Владимира Путина с Эрдоганом по Сирии — онлайн
На этом мы завершаем нашу онлайн-трансляцию. «Газета.Ru» продолжит следить за развитием событий на мировой арене.
Итак, выступление президентов и глав МИД завершено.
В совместном заявлении отмечается, что Россия и Турция согласны в том, что сирийский конфликт не имеет военного решения
Стороны договорились прекратить все боевые действия по линии соприкосновения в Идлибской зоне деэскалации, создать коридор безопасности шириной 6 км к северу и 6 км к югу от трассы М4, 15 марта начать совместное патрулирование по трассе М4.
Сегодня в полночь будет введен режим прекращения огня, говорит Эрдоган.
Эрдоган заявляет, что взаимоотношения России и Турции крайне важны для Анкары. Он заявляет о нарушениях сочинских договоренностей, что «привело к нападению на мирное население» в Идлибе. Считать всех проживающих в провинции террористами — недопустимо, считает Эрдоган. Турция оставляет за собой право ответить на нападения со стороны режима Сирии, статус кво и зона демилитаризации будет сохранены, отмечает он.
Путин и Эрдоган вышли к журналистам. Российский лидер сообщает, что и на этот раз стороны пришли к договоренностям, подробнее о них расскажут главы МИД.
Daily Sabah сообщает, что сторонам удалось прийти к соглашению.
Итак, переговоры завершились.
Переговоры Путина и Эрдогана длятся уже почти шесть часов.
По итогам переговоров Путин и Эрдоган могут выступить с заявлениями для прессы. Такую возможность не исключил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.
«Не исключаем такой возможности», — заявил он ТАСС, отвечая на соответствующий вопрос.
Есть надежды и на то, что стороны смогут нащупать политическое решение своих противоречий. Основной интерес для Асада заключается не в самом Идлибе, а к территориям, на которых проходят трассы М4 и М5, которые связывают Алеппо с Дамаском и с Латакией. Взамен на них Анкара может получить позиции около Идлиба и территорию возле сирийско-турецкой границы.
Переговоры двух лидеров длятся уже пятый час. Впрочем, до рекорда продолжительности их встречи еще далеко. Когда политики встречались в октябре их переговоры продлились около шести часов. Тогда Турция начала операцию «Источник мира» на северо-востоке Сирии. По итогам той встречи стороны подписали совместный меморандум, главным результатом которого стало окончание операции.
В целом, Россия и Турция уже не раз демонстрировали умение находить компромиссы и обходить острые углы в сирийском вопросе, возможно, и на этот раз их коммуникация принесёт плоды.
А 3 марта Владимир Путин обсудил ситуацию в Идлибе по телефону с канцлером Германии Ангелой Меркель. Изначально Эрдоган планировал, что сегодняшняя встреча пройдет с участием Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона. Россия, однако, не желает, чтобы в сирийский процесс включалась Европа.
Перед встречей двух лидеров Владимир Путин провел телефонный разговор с главой Евросовета Шарль Мишелем. Темой разговора стала ситуация с Идлибе и встреча Путина с Эрдоганом. В своем Twitter Мишель позже написал, что ждет от переговоров президентов России и Турции прекращения огня в Идлибе.
В начале переговоров Эрдоган отметил, что за встречей двух лидеров следит весь мир. Пожалуй, это заявление не является преувеличением. Несомненно, итог переговоров волнует Евросоюз, ведь от обстановки в Идлибе напрямую зависит угроза нового мигрантского кризиса. Решение Анкары не препятствовать проходу беженцев в Европу — это попытка повлиять на лидеров ЕС, втянуть их в переговорный процесс с Москвой. По последним данным турецкого МВД границу с Грецией пересекли более 130 тыс. нелегальных мигрантов. Афины прикладывают все усилия, чтобы остановить поток.
В совокупности, переговоры сторон продолжаются уже более трех часов.
Теперь встреча продолжится в расширенном формате.
Переговоры Путина и Эрдогана с глазу на глаз закончились.
Очевидно, однако, что ни одна из сторон категорически не желает дальнейшего обострения конфликта. На это указывают, в частности, весьма сдержанные заявления политического руководства России и Турции относительно эскалации боевых действий в Сирии. Москва, например, настаивает, что о местонахождении турецких военных в Идлибе ей ничего не было известно. Анкара же отмечает, что цели воевать с Россией у нее нет.
Так или иначе, переговоры выдадутся напряженными, несмотря на теплые приветствия двух лидеров и высказанные ими надежды на успешные итоги. Ни одна из сторон не может прекратить поддержку своих союзников. Как минимум, это чревато потерей влияния и имиджа значимого игрока на Ближнем Востоке и для России, и для Турции.
Самым же ожидаемым итогом переговоров является прекращение огня в зоне боевых действий.
Накануне сегодняшней встречи Эрдоган заявил, что запросил у Трампа поддержку боеприпасами в связи с турецкой военной операцией в Идлибе при это он выразил надежду на перемирие в Идлибе после переговоров с Путиным.
В Идлибе, кроме вооруженной оппозиции находятся также сирийцы, которые не желают попасть под влияние Асада. Успешное наступление САР на провинцию грозит новой волне беженцев, которая направится сперва к Турции, а затем в Европу. Анкара же, заявив, что не справится с новым потоком мигрантов, прекратила мешать проходу беженцев в Европу, тем самым нарушив свои договоренности с ЕС.
В тот же день министр обороны Турции Хулуси Акар, выступая по телевидению заявил, что с начала операции «Весенний щит» Анкара уничтожила беспилотник, восемь вертолетов, 103 танка, 72 артиллерийские установки, три системы ПВО, нейтрализованы 2212 сирийских военнослужащих.
Кроме того, он подчеркнул, что Турция не преследует цель вооруженного противостояния с Россией в Сирии.
Контекст, на фоне которого проходят переговоры, нельзя назвать благоприятным. Сирийское командование уже объявило о закрытии воздушного пространства над Идлибом, уточнив, что любые самолеты будут восприниматься как враждебные и, соответственно, будут сбиты. В воскресенье турецкая ПВО сбила два сирийских истребителя над провинцией Идлиб, контролируемой протурецкой сирийской оппозицией.
Также известна позиция России относительно призыва Эрдогана прекратить поддержку САР и оставить Турцию и Сирию один на один. В понедельник Дмитрий Песков заявил, что Москва действует в регионе по просьбе легитимного сирийского руководства.
«Все остальные военные других стран находятся в Сирии в противоречие нормам и принципам международного права», — сказал он.
Песков также подчеркнул, что сирийские военные борются с террористами, которых Турция обязалась деактивировать в рамках сочинских договоренностей. Боевики, по его словам, наносят удары и по российским военным объектам.
«Поэтому, несмотря ни на какие заявления, борьба с этими террористическими элементами будет продолжаться», — заявил Песков.
Итак, на переговорах российская сторона намерена отсылаться к сочинским договоренностям. Проблема, однако, состоит в том, что Москва и Анкара по-разному трактуют некоторые положения соглашений. Так, например, Москва указывает, что Турция должна была обеспечить разведение и вывод тяжелых вооружений из зоны деэскалации в Идлибе.
Кроме того, сочинские договоренности предполагают создание в Идлибе демилитаризованной зоны вдоль линии соприкосновения правительственных войск Сирии и вооружённой оппозиции.
«Сейчас мы переживаем тот момент в наших отношениях, когда они достигли пика. Это, несомненно, касается и оборонной промышленности, и торговых отношений и так далее. Мы считаем, что самая большая задача заключается в том, чтобы продвинуть и развивать наши отношения. Считаю, что мы преуспеем в этом деле», — сказал Эрдоган на встрече с Путиным.
Сперва лидеры обсудят ситуацию в Идлибе один на один, после чего к переговорам подключаться члены делегаций.
«Как вы и просили, мы готовы начать с глазу на глаз разговор, а потом при необходимости подключить наших коллег, которые слева и справа от нас здесь, в зале, находятся», — сказал Владимир Путин турецкому коллеге.
Эрдоган, в свою очередь, выразил уверенность, что итоги переговоров способствуют разрешению ситуации в Идлибе. Турецкий лидер также подчеркнул, что основная задача заключается в развитии отношений Москвы и Анкары, и в этом, считает Эрдоган, стороны смогут преуспеть.
Итак, Путин и Эрдоган начали встречу в Кремле. Российский лидер, в первую очередь, выразил соболезнования по поводу гибели турецких военных в Сирии и сообщил также, что об их местонахождении ничего не было известно. При этом он добавил, что за время конфликта пострадали и сирийские военные.
«К сожалению, как я уже говорил в телефонном разговоре, никто, и в том числе сирийские военнослужащие, не знали о месте их нахождения», — сказал Путин.
Президент заявил, что эскалация конфликта требует прямого обсуждения двух сторон, чтобы подобное больше не повторилось и не смогло повлиять на отношения России и Турции.
После этого стороны стали активнее обсуждать возможность проведения встречи. До этого Эрдоган уже заявлял о намеченных на 5 марта переговорах с Путиным, причем с участием Франции и Германии. Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков заявлял, что на этот день у Путина другие планы, которые не предусматривают встречи с Эрдоганом. Однако после эскалации конфликта сторонам все же удалось договориться о переговорах.
Итак, ситуация начала обостряться в конце прошлого года, когда правительственные силы Башара Асада начали наступление на Идлиб при поддержке российской авиации и проиранских группировок. Провинция Идлиб — последний анклав вооруженной сирийской оппозиции, который Турция считает своей зоной влияния. Анкара все эти годы помогала и поддерживала противников Асада и бросить их сейчас один на один с САР и российской поддержкой для Турции не представляется возможным.
В начале февраля Эрдоган заявил, что если сирийские силы не покинут к концу месяца Идлиб, турецкая армия силой выдворит их оттуда.
Обстановка накалилась 27 февраля. В этот день Турция объявила о начале операции «Весенний щит». Накануне Анкара заявила о гибели 36 своих военных в результате столкновения с САР.
Самолет Эрдогана уже приземлился в Москве. Турецкая делегация — весьма внушительная. Главу государства сопровождают министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, министр обороны Хулуси Акар, министр казначейства и финансов Берат Албайрак и глава национальной разведывательной организации Хакан Фидан.
У России, впрочем, иные ожидания от сегодняшней встречи.
«Решение проблемы — в полном выполнении договоренностей президентов России и Турции, достигнутых в сентябре 2018 года по зоне деэскалации в Идлибе. Они, к сожалению, пока не воплощаются в жизнь. Надеюсь, предстоящая встреча позволит эту ситуацию изменить и начать двигаться по пути реализации того, к чему мы стремимся», — говорил ранее глава МИД РФ Сергей Лавров.
В конце февраля состоялся телефонный разговор двух лидеров, в ходе которого президент Турции ясно обозначил, чего он хочет от Москвы.
«Сирийский вопрос — это ни в коем случае не авантюра и не стремление расширить границы. Мы туда вошли не по приглашению Асада, а по приглашению сирийского народа. И пока народ не предложит нам удалиться, мы оттуда не уйдем. Я сказал Путину: оставьте нас с режимом один на один, мы сами сделаем что нужно», — говорил Эрдоган.
Добрый день, дорогие читатели «Газеты.Ru»!
Весь мир сегодня наблюдает за встречей президентов России и Турции, которая пройдет в Москве. На кону — судьба сирийского конфликта, в котором Москва и Анкара занимают противоположные стороны. Казалось, что стороны уже научились договариваться по любому вопросу, однако камнем преткновения стал Идлиб — последний анклав вооруженной сирийской оппозиции.