Президент Эстонии Керсти Кальюлайд посетит Россию 18 апреля, сообщается на сайте главы государства. Отмечается, что это первый визит эстонского президента в РФ за последние восемь лет. Кальюлайд прибудет в Москву на открытие отреставрированного исторического здания посольства страны.
«В Москве действует исторически первое зарубежное представительство нашего государства, и сегодня это одно из самых больших и наиболее важных двусторонних посольств Эстонии», — рассказал советник президента по внешней политике Лаури Куузинг.
Во время своего визита президент отметит заслуги людей, «которые ежедневно находятся на переднем крае внешней политики, отстаивая интересы Эстонии и права граждан страны».
Эстонская сторона уже проинформировала МИД РФ о намерениях президента, сказал Куузинг. В настоящее время никаких двусторонних встреч политиков не согласовано.
Не исключено, что программа визита президента Эстонии будет ограничена лишь участием в церемонии открытия здания дипмиссии.
В последний раз эстонский лидер посещал Россию в 2011 году. Тогда Томас Хендрик Ильвес прибыл в Санкт-Петербург, чтобы присутствовать на освящении церкви святого Яана.
В мае прошлого года Кальюлайд заявляла в интервью «Радио 4», что приедет в Москву только после ратификации эстонско-российского договора о границе. «Если наш пограничный договор будет ратифицирован, я, безусловно, готова ехать в Москву и благодарить за это», — сказала она.
На вопрос журналиста о том, готова ли она к встрече с российским президентом в этом случае, Кальюлайд ответила положительно.
«Естественно. Процесс ратификации ведь не пройдет без его участия», — пояснила эстонский президент. При этом она выразила уверенность в том, что рано или поздно договор будет ратифицирован. Кальюлайд тогда также высказала мнение, что
Россия является непредсказуемым восточным соседом Эстонии.
Так, она обвинила Москву в использовании химического оружия на территории страны-члена НАТО, имея в виду отравления Сергея и Юлии Скрипаль в Великобритании. По словам политика, с Россией «сложно прямо и честно говорить», однако это не означает, что от диалога следует отказаться.
«Мы по-прежнему ждем в гости туристов из России. На мой взгляд, очень важно общаться с народом России, поддерживать гражданское общество настолько активно, насколько это возможно», — сказала она.
Так, между странами существуют «замечательные контакты» в сфере культуры, в том числе обмен студентами и 29 трансграничных проектов с участием России и стран Балтии, напомнила Кальюлайд.
«Просто нас расстраивает то направление политического развития, которое выбрала Россия. И даже сотрудничая в некоторых областях, мы не должны забывать об этом», — пояснила она.
Линия эстонско-российской госграницы была согласована в 2005 году после почти 11 лет переговоров, однако Таллин попытался в одностороннем порядке внести в закон о ратификации преамбулу о действенности Тартуского (Юрьевского) мирного договора 1920 года, согласно которому Эстонии отошли российские Принаровье с Причудьем и Печерский район Псковской области.
В Москве это восприняли как попытку в будущем предъявить территориальные притязания и отозвали российские подписи под договором.
Соглашение было подписано во второй раз по инициативе эстонской стороны министрами иностранных дел Сергеем Лавровым и Урмасом Паэтом в Москве 18 февраля 2014 года. При этом в текст были внесены два существенных дополнения: стороны не имеют территориальных притязаний друг к другу, и договоренности касаются только решения пограничных вопросов.
В апреле того же года парламент Эстонии провел первое чтение законопроекта о ратификации и приостановил этот процесс в ожидании аналогичных шагов со стороны Государственной думы России. В начале 2019 года депутаты Консервативной народной партии (EKRE) Эстонии выступили в парламенте с предложением прервать ратификацию договора. Как отметил глава парламентской фракции EKRE Хенн Пыллуаас, подписанный в 2014 году документ отдает России территории за Нарвой и часть Печор, не предусматривая никакой компенсации для Эстонии. Эстонский парламент, однако, предложение не поддержал. «За» законопроекты проголосовали 14 депутатов, «против» — 51 народный избранник.