Слушания в конгрессе: кто возьмет «российское дело»

В конгрессе проходят слушания на пост главы минюста США

Отдел «Политика»
James Lawler Duggan/Reuters
В конгрессе США проходят слушания по утверждению Уильяма Барра на пост главы минюста США, который будет контролировать прокуратуру, ФБР и расследование по «российскому вмешательству» в выборы, которое ведет спецпрокурор Роберт Мюллер. Противники Трампа опасаются, что новый генпрокурор будет препятствовать деятельности Мюллера, однако сам Барр утверждает, что этого не произойдет. «Газета.Ru» следила за слушаниями в режиме онлайн.
Трансляция
21.30

Слушания по назначению продолжатся также завтра. Мы же на этом завершаем нашу онлайн-трансляцию. Спасибо, что были с нами, и до новых встреч!

21.19

Сенатор Джош Хоули спрашивает кандидата не совсем по теме: считает ли он Россию другом или врагом.

Барр оправдывается, что не является специалистов в международной политике, но Россию считает скорее соперником, особенно на Ближнем Востоке. Однако главная угроза для США, по его мнению, это Китай.

Концентрации на России и игнорирование Китая может стоить США слишком дорого, уверен Барр.

21.07

Сенатор-демократ Ричард Блументал задает провокационный вопрос: как Барр хочет, чтобы себя вел спецпрокурор Мюллер. Кандидат на пост главы Минюста не отклонятся от намеченной линии и говорит, что хочет, чтобы он вел себя как подчиняющийся федеральному правительству специальный прокурор, который должен закончить свою работу вопреки политическому давлению.

20.58

Сенатор-республиканец Тод Круз начинает свою речь с расхваливания личных и профессиональных качеств Уильяма Барра. Вопрос же он задает очень общего характера: что такое верховенство закона и почему это важно.

Барр, будучи опытным юристом, дает краткий и емкий ответ, согласно которому верховенство закона должно защищать базовые демократические ценности.

20.44

Тему миграции продолжает сенатор-демократ Эми Клобушар. Отвечая на ее вопрос, Барр говорит, что страна нуждается в финансировании пограничной безопасности прямо сейчас, в том числе и на стену.

20.37

Сенатор-республиканка Джони Эрнст интересуется, как генпрокурор намерен бороться с преступностью нелегальных мигрантов. Барр признает, что США требуется более требовательный контроль над границами.

Он также критикует существующую систему городов-убежищ, которые не высылают нелегалов, за то, что они не предоставляют никакой информации о проживающих там мигрантах. Это затрудняет процесс поиска преступников, считает он.

20.24

Сенатор-демократ Шелдон Уайтхаус спрашивает, вынуждал ли он Розенштайна уйти. Барр отвечает, что куратор «российского дела» сам хотел покинуть должность и назначение Барра было воспринята им как возможность для этого. Сам же Барр попросил его задержаться, чтобы он смог принять его дела и разобраться в них надлежайшим образом.

20.18

Итак, перерыв закончился, сенаторы возвращаются в зал, Уильям Барр также занимает свое место.

19.35

Комитет берет 40-минутный перерыв, после которого обсуждение кандидатуры Барра продолжится.

19.27

Вопросы Ли касаются в основном отдельных внутренних законов США и того, как Барр намерен реализовывать их выполнение. Республиканцы очевидно интересуются фигурой Барра не только в качестве политического инструмента и нового куратора «российского дела».

19.19

Очередь задавать вопросы переходит к республиканцу Майклу Ли. Свою речь он начинает с шуток. В целом, атмосфера на сегодняшних слушаниях достаточно дружелюбная, что редко происходит во время назначения предложенных Дональдом Трампом кандидатов.

19.12

Вопрос сенатора Дика Дурбина, одного из самых влиятельных демократов в верхней палате конгресса предельно прост: почему Барр хочет получить эту работу.

Кандидат на пост главы Минюста отвечает, что любит эту работу. В том числе за обязанность быть беспристрастным. Кроме того, он любит свою страну, и считает, что послужить ей таким образом — лучшая для него возможность.

Дурбин, явно удовлетворенный ответом, шутит, что внук Барра только что получил свой первый карьерный урок. Не зря все-таки Барр представлял комитету свою семью.

19.02

Слово переходит к сенатору-республиканцу Джону Корнину. Он спрашивает Барра о его политических амбициях.

Барр в ответ говорит, что человек с политическими амбициями не может занимать пост генпрокурора, поскольку это свяжет его действия и сделает предвзятым. Только человек, который осознает лежащую на нем ответственность, и который готов пожертвовать любым политическим капиталом ради принятия правильного может возглавить Минюст. Барр уверяет, что именно таким человеком он и является.

18.53

Сенатор-демократ Патрик Лихи хочет на 100% убедиться, что расследованию Мюллера ничего не угрожает. Хотя Барр уже несколько раз заявил, что не будет мешать расследованию спецпрокурора и даст ему закончить свою работу, могут ли появиться какие-либо обстоятельства, при которых он изменит свою позицию на этот счет?

Барр уверяет, что таких обстоятельств быть не может.

18.46

Барр говорит, что летом 2017 года ему уже поступало предложение стать генпрокурором в администрации Трампа. Этому способствовало его знакомства с близким Трампу юристом Дэвидом Фридманом, который сейчас занимает пост посла США в Израиле.

Однако тогда он отказался, поскольку в разгаре было коммерческое дело, которое он не мог бросить.

18.39

В своей речи Барр упоминает, что сенатор Грассли и сенатор Файнстайн также утверждали его кандидатуру на пост генпрокурора 27 лет. Любопытная деталь.

18.31

Файнстайн снова спрашивает Барра о записке Розенштайну, об отношении к расследованию Мюллера, готовности применить санкции к президенту США в случае, если он нарушает закон.

Барр неизменно отвечает на все вопросы в одном и том же ключе: во всех случаях он будет работать во имя закона и в соответствии с законом.

18.22

Перед тем, как отвечать на следующие вопросы, Барр предлагает сенаторам порассуждать о том, что такое закон. Закон, по его словам, может считаться таковым только тогда, когда одинаково применяется во всех случаях.

По этой причине юристы не любят политиков и политическое вмешательство, говорит Барр. Если он станет генпрокурором, такого происходить не будет.

В этих словах чувствуется намек на то, что расследования в отношении Хилари Клинтон были прикрыты.

18.17

Грэм спрашивает у Барра его мнение о Мюллере, Сешенсе и Розенштайне.

Кандидат говорит, что высоко ценит Мюллера, который когда-то был его другом. Считает правильным самоотвод Сешенса от российского расследования, и относится к Розентшайну как к большому профессионалу.

Грэм задает вопрос о той самой записке. Барр считает, что поделиться своим профессиональным мнением было его долгом.

18.12

Первый вопрос Барру задает сенатор Грэм. И он поднимает тему попыток препятствования избранию Дональда Трампа со стороны ФБР. Обещает ли Барр в случае утверждения заняться этим делом? Барр отвечает утвердительно.

18.07

Барр говорит, что позаботится о том, чтобы сделать иммиграционное законодательство США еще лучше, чем оно есть сейчас.

Именно миграционный кризис косвенно стал причиной закрытия правительство, которое уже побило все рекорды.

18.06

Речь заходит о расследовании Мюллера. Барр говорит, что когда его назначили спецпрокурором, он был счастлив, поскольку знал, что он выполнит свою работу правильно и в соответствии с законом. Эту убежденность он сохраняет и сегодня.

Барр четко и ясно заявляет, что не допустит, чтобы работа Мюллера осталась незавершенной. В то же время, он не позволит политическим мотивам влиять на расследование, которое должно оставаться независимым.

18.03

Барр говорит об уникальности позиции генпрокурора в США. Он говорит, что глава Минюста должен защищать конституцию и следить за тем, чтобы закон не становился инструментом в руках политиков.

И обещает, что будет выполнять работу генпрокурора также независимо, как он это делал в администрации Джорджа Буша-старшего.

В своей работе он будет ориентироваться на закон, конституцию и американский народ.

18.00

Итак, комитет наконец вызывает Уильяма Барра. Все начинается с традиционной присяги и обещания «говорить только правду и ничего кроме правды».

Барр неожиданно начинает свое выступления с представления своей семьи, которая присутствует на сегодняшних слушаниях. Представляя своего внука, он говорит, тот однажды тоже станет главой министерства юстиции. Зал смеется. Отличный способ расположить к себе публику.

17.56

Файнстайн перечисляет вопросы к кандидату. Ее интересуют его взгляды на президентскую власть, и она надеется услышать, считает ли он, что президент — превыше закона. Прочие вопросы вытекают из него. Сенатор попросит оценить законность различных действий президента, в том числе увольнение главы ФБР Джеймса Коми.

В конечном итоге ее речь сводится к одному вопросу: готов ли Барр быть независимым и стойким под давлением, которое на него может оказывать администрация.

17.51

По правую руку от Грэма сидит его однопартиец Чак Грассли. По левую — сенатор-демократ Дайэнн Файнстайн. В своем вступительном слове она выражает обеспокоенность Демпартии возможностью закрытия расследования Мюллера, но делает это очень в уважительном и спокойном тоне.

17.46

Грэм начинает с формальностей — говорит, зачем собрался юридический комитет, представляет коллегам кандидатуру Барра.

Его послужной список действительно впечатляет, что замечает и Грэм. «Я рад что мы рассматриваем вашу кандидатуру в момент, когда нашей стране так нужен человек с вашими навыками и опытом», — обращается он к кандидату.

17.42

А председателем на сегодняшних слушаниях является тот самый республиканец Линдси Грэм (внесен в РФ в перечень террористов и экстремистов), который защищал кандидатуру Барра. Посмотрим, что из этого выйдет.

17.38

Накануне агентство Reuters сообщило, что Барр на слушаниях в конгрессе перед вступлением в должность заявит, что не будет мешать специальному прокурору Роберту Мюллеру завершать расследование дела о предполагаемом российском вмешательстве в выборы в США. В его речи также будет говориться, что конгрессу «очень важно» узнать результаты расследования Мюллера.

Так это или нет — узнаем с минуты на минуту.

17.34

Сенатор-республиканец Линдси Грэм в ответ заявил, что Барр позволил Мюллеру завершить свою работу. «Могу сказать, что он (Барр. — Газета. Ru) высоко ценит мистера Мюллера и намерен позволить ему закончить свою работу», — сказал Грэм.

17.28

Когда это стало известно, лидер демократического меньшинства в сенате Чак Шумер призвал президента США Дональда Трампа отозвать кандидатуру Уильяма Барра на должность генпрокурора страны. По словам Шумера, сенату нужно тщательно выслушать показания Барра, которые он будет давать юридическому комитету.

«…я по-прежнему убежден — после непрошеной заметки [с критикой Мюллера], — что президенту Трампу следует отозвать его кандидатуру», — сказал Шумер.

17.23

В конце прошлого года также стало известно, что Барр в начале лета направлял курирующему расследование Мюллера Робу Розенштейну записку, в которой раскритиковал работу ведущего «российское дело» спецпрокурора. В записке Барр написал, что часть расследования Мюллера о возможном препятствовании Трампа правосудию основано на «смертельно ошибочной» теории, которое нанесет продолжительный ущерб президентству и исполнительной власти

В записке Барр написал, что отправил ее как «бывший чиновник», который надеется, что его «взгляды окажутся полезными». В письме к минюсту Барр выразил обеспокоенность той частью расследования, которая относится к вопросу возможного препятствования правосудию. В нем он утверждает, что Трамп действовал правильно в рамках права исполнительной власти.

«Насколько я понимаю, его [Мюллера] теория основана на новом и юридически неприемлемом прочтении закона», — написал Барр. В документе Барр не один раз говорит об опасности, которую представляет видение и понимание закона со стороны Мюллера. Он также назвал подход Мюллера «крайне безответственным» с «потенциально катастрофическими последствиями» для исполнительной власти. Барр указывал на то, что Мюллеру нельзя позволить допрашивать президента США о предполагаемом препятствии правосудию.

17.15

Кроме того, Барр известен своим критическим отношением к этому расследованию. В 2017 году в интервью The Washington Post он отметил, что прокуроры, ведущие подобные расследования, как правило, политически ангажированы. Барр также заявлял в том интервью, что понимает причины увольнения Трампом главы ФБР Джеймса Коми.

В интервью The New York Times в 2017 году он также заявил, что не видит ничего «предосудительного» в том, что у Трампа есть желание расследовать подробности урановой сделки с Россией, одобренной Хилари Клинтон, в то время как она была госсекретарем США. Правда, он отметил, что расследование не должно проводиться из-за желания президента.

17.10

Не исключено, что назначение Барра — дань уважения Трампа в адрес покойного президента США Джорджа Буша. На похоронах экс-президента США Трамп фактически совершил «примирение» с сыновьями 41-го президента США, которых ранее он неоднократно критиковал.

Однако причина назначения может заключаться и в другом: работая в администрации Буша, он проявлял высокую степень лояльности к президенту. Как отмечает в своей книге «Преступления ФБР» американский исследователь Родней Стич, Барр успешно блокировал попытки неудобных для администрации расследований, в том числе оказания военной помощи Ираку во времена Саддама Хуссейна.

Возможно, Трамп надеется, что получив контроль над расследованием специального прокурора Роберта Мюллера, Барр продемонстрирует лояльность и к действующему президенту.

17.06

Барр, который в последние годы занимался юридической практикой, уже был генпрокурором Соединенных Штатов при администрации 41-го президента США Джорджа Буша-старшего в 1992-1993 годах. В 1970-е годы Барр служил аналитиком в ЦРУ, а также получил степень Колумбийского университета по китайским исследованиям.

17.03

Генпрокурор в США — уникальная фигура. Ни в одной другой стране мира генпрокурор не является частью исполнительной власти. В США же он является главой министерства, которому в том числе подчиняется одна из спецслужб — ФБР.

17.00

Добрый вечер, дорогие читатели «Газеты.Ru»!

15 января конгрессмены проведут слушания по утверждению на пост министра юстиции США Уильяма Барра. Если его кандидатура будет одобрена сенатом, Барр сменит на данном посту ушедшего в отставку Джеффа Сешенса, который перестал пользоваться доверием президента США Трампа.

«Газета.Ru» следит за ходом слушаний в режиме онлайн.