Россия заблокировала принятие Советом безопасности ООН проекта резолюции, которая продлевает на один год расследование химических атак в Сирии совместным механизмом с Организацией по запрещению химического оружия.
Мандат Совместного механизма расследования (СМР) истекает 17 ноября. К 26 октября эксперты должны представить Совбезу доклад о расследовании инцидента с применением химических веществ в городе Хан-Шейхуне на северо-западе Сирии 4 апреля 2017 года.
Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли заявила, что Вашингтон намерен добиваться продления мандата еще до обнародования доклада. Москва же обещала, что не пропустит эту резолюцию, а решение о продлении мандата будет принимать после представления доклада.
Российский постпред при ООН Василий Небензя предлагал перенести голосование по этой резолюции на 7 ноября, но восемь членов Совбеза, в том числе США, выступили против, и предложение не набрало необходимых девяти голосов.
«Это была попытка выставить Россию в неприглядном, якобы, свете. Это был хорошо срежиссированный, спланированный спектакль. Никакой абсолютно нужды обсуждать продление совместного механизма расследования, мандат которого истекает 17 ноября, сегодня не было», — сказал постпред РФ.
Помимо этого он подчеркнул, что голосование было назначено за два дня до выхода доклада СМР об инциденте в Хан-Шейхуне.
«Главное, что это никак не повлияло на судьбу самого механизма, потому что непринятие решения о продлении сегодня не означает, что такое решение не может быть принято в любой из дней до 17 ноября», — пояснил дипломат.
Месяцем ранее глава МИД Сирии Валид Муаллем заявил, что Дамаск готов принять экспертов ООН для расследования инцидента в Хан-Шейхуне и по другим случаям. Об этом он сказал, выступая на Генассамблее ООН в Нью-Йорке.
«США вопиющим образом атаковали авиабазу Шайрат, заявляя, что там содержится химическое оружие, которое использовалась при атаке в Хан-Шейхуне», — отметил дипломат.
Муаллем подчеркнул, что Сирия подтверждает готовность «принять и сотрудничать с командой ООН по расследованию». По его словам, Сирия полностью ликвидировала свою программу по химическому оружию, что было подтверждено ОЗХО.
Химатака в Хан-Шейхуне производилась посредством бомбардировок с воздуха. Ядовитый газ убил не менее 89 человек, пострадали не менее 557 человек.
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в эфире американского телеканала CBS высказал мнение, что ответственность за поражение населения лежит на России, поскольку именно она ранее взяла на себя ответственность за процесс уничтожения запасов химоружия в Сирии и гарантировала полное запрещение его производства.
Директор ЦРУ США Марк Помпео, в свою очередь, рассказал, что после инцидента в Хан-Шейхуне глава Белого дома Дональд Трамп поручил выяснить, что произошло там в действительности. Как объяснил Помпео, американскими спецслужбами было установлено, что «химатака была совершена сирийским режимом».
Президент Сирии Башар Асад заявил, что сирийские военные непричастны к атаке, и возложил ответственность на боевиков. Как отметили сирийские власти, все химическое оружие было вывезено из Сирии под руководством специализированных структур ООН в 2013 году.
В ответ на инцидент в Хан-Шейхуне США нанесли удар высокоточными ракетами «Томагавк» по аэродрому в Сирии, откуда, по данным американской стороны, стартовали самолеты с химическим оружием. В Америке назвали это актом возмездия. Ракетный обстрел стал первым ударом США по правительственным войскам в Сирии, санкционированным администрацией Дональда Трампа.
Москва в ответ на это заявила, что доказательств применения химического оружия правительственными силами Сирии нет и призывает дождаться окончательных выводов расследования ОЗХО ООН.
Между тем, свои выводы относительно применения химического оружия в сентябре сделала Независимая комиссия по расследованию ситуации в Сирии, которая находится под юрисдикцией Верховного комиссара ООН по правам человека. Суть отчета комиссии сводится к тому, что за большинство атак ответственность несет именно официальный Дамаск.
По данным доклада, c начала конфликта в Сирии на территории страны было зафиксировано 33 случая применения химического оружия, из них по данным исследователей, 27 было осуществлено армией официального Дамаска, виновников остальных шести атак установить не удалось.
Российская сторона же уазала, что оружие применяли не сирийские военные, а противостоящие им боевики. Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что «западные страны и региональные державы «напрямую или косвенно одни через других поставляли боевикам, террористам и экстремистам, которые орудовали на территории Сирии, отравляющие запрещенные вещества».
Представитель российского внешнеполитического ведомства также указала на сообщение сирийского коллеги Фейсала Микдада, который заявил, что подконтрольные Дамаску силы обнаружили доставленные из США и Великобритании отравляющие вещества на оставленных боевиками складах с оружием в Алеппо и Дамаске.