Презентация нового кандидата в президенты была организована в модном Электортеатре на Тверской. В зал малой сцены все 300 аккредитовавшийся журналистов уместиться не смогли, поэтому все полтора часа, что шла конференция, они дожидались в фойе театра, где были развешаны плакаты с фото и биографиями тех, кого штаб Ксении Собчак считает политическими заключенными.
Короткий ролик, посвященный той же теме – с фото Кирилла Серебренникова, Олега Навального, Олега Сенцова и других — показали и во время пресс-конференции. Сама Собчак смотрела на экран в полоборота —
одета она была в элегантный серый костюм, подчеркивающий, по всей видимости, всю серьезность ее намерений.
На столике перед ней стоял макбук, логотип производителя на котором был заклеен значком с хэштегом кампании Ксении #япротив.
Вероятно, самой важной новостью мероприятия стало объявление имени руководителя штаба кампании — организаторы даже попытались обозначить драматичность, пряча этого человека до того, как Собчак его представила.
Им оказался Игорь Малашенко – один из основателей НТВ, некогда ближайший соратник могущественного олигарха 90-х Владимира Гусинского.
Собчак подчеркнула, что он был одним из координаторов президентской кампании Бориса Ельцина в 1996 году.
Таким образом раскрылась если не интрига, то по крайней мере недосказанность в отношении того, кто же стоит за вступлением Ксении Собчак на скользкую тропу публичной политики. Источники «Газеты.Ru» утверждают, что человеком, предложившим эту идею и получившим на нее одобрение у Владимира Путина была мать Ксении и вдова бывшего начальника президента в мэрии Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, — сенатор от Тувы Людмила Нарусова.
Вероятно, что разговор об этом у нее состоялся в начале августа, когда Путин мог общаться с ней по случаю юбилея своего бывшего патрона 10 августа. Таким образом управление внутренней политики администрации президента к этой комбинации отношения не имело, а было поставлено перед фактом — о чем также говорили источники «Газеты.Ru».
«Я бы предположил, что Нарусова уговорила и Собчак, и президента», — сообщил собеседник, близкий к Кремлю.
Нарусова в разговоре с «Газетой.Ru» отказалась прокомментировать эту информацию и заявила, что по всем вопросам надо обращаться к Собчак.
Остается вопрос, кто может стать возможным спонсором такого недешевого мероприятия как президентская кампания. Сама Собчак объяснила, что хотя и хорошо зарабатывает, таких денег у нее нет. Называть имена поддерживающих ее людей, заинтересованных в политических переменах она не будет, однако призывает, тех состоятельных бизнесменов, кто уже жертвует ей деньги, заявлять об этом открыто самим.
Однако появление Игоря Малашенко — резко контрастирующего хотя бы по возрасту с остальной командой Собчак — во главе штаба является толстым намеком на ответ на этот вопрос.
Очевидно, что это условные «старые деньги» — люди, получившие власть и достаток в 90-е годы и ничем лично Путину не обязанные.
Сам Малашенко всегда был жестким критиком президента Владимира Путина. В статье опубликованной в середине 2000-х в издании Washigton Post он призывал не приглашать российского лидера на заседании «Большой Восьмерки». Его патрон Владимир Гусинский вместе с Борисом Березовским были одними из первых «жертв» нового порядка, который наводил Путин после прихода к власти. Оба олигарха вынуждены были покинуть страну, но не оставляли попыток повлиять на ситуацию в российской политике из-за рубежа.
Жена Малашенко, бывший колумнист «Газеты.Ru» Божена Рынска, судя по ее твиттеру, была крайне удивлена этими новостями. Ранее, узнав о выдвижении Собчак, ярая сторонница Алексея Навального очень остро комментировала это.
Вопрос о Навальном для Собчак по всей видимости один из основных: она еще раз заявила, что если он будет допущен к выборам, то она свою кандидатуру снимет.
Впрочем, Малашенко публично тут с ней не согласился, поскольку «Навальный — кандидат толпы, а Собчак — кандидат индивидуалов».
Еще одним признаком связи со «старыми деньгами» является участие в штабе Собчак ее друга, журналиста Антона Красовского. Он руководил штабом еще одного кандидата из 90-х Михаила Прохорова в 2012 году. Тогда олигарх на волне протестных настроений набрал почти 8 процентов голосов, однако вскоре после выборов потерял интерес к политике так же быстро, как он у него внезапно возник.
Кроме вопросов о финансировании кампании и вопросов об отношении к Алексею Навальному, были заданы и другие ключевые вопросы: представляет ли себе Собчак, кто в России избиратель и что его волнует и какова ее позиция по Крыму.
На первый вопрос кандидат отвечала достаточно уверено, что средняя пенсия у нас 7 000 рублей, а зарплата 35 000 рублей и что вообще точное знание этих цифр не так важно, как возможность общаться с людьми, что она и делает в своих профессиональных поездках по стране, которые не прекращаются уже 15 лет.
О своей точки зрения на принадлежность Крыма Собчак так и не рассказала, ответив лишь, что «с точки зрения международного права Крым украинский».
Наконец был задан основной вопрос, на который уже обращала внимание «Газета.Ru»: почему она так мало критикует именно Владимира Путина, при котором сложились условиях, против которых выступает Собчак. В своем письме, где она сообщала о выдвижении, Собчак упомянула Алексея Навального четыре раза, Григория Явлинского — два, а действующего президента всего один, да и то после Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского.
Здесь Собчак напомнила, что ее отца и Путина связывает долгая история взаимоотношений и что однажды Путин его спас, что она «не забудет». И да, она не будет его оскорблять лично. Однако она готова критиковать его политику и вообще считает, что никто не должен находиться у власти 18 лет.
А дальше кандидат вновь технично перешла к основному посланию всей своей кампании: она не против кого-то конкретного, а против всех этих «политиков в пиджачках», которые все эти 18 лет выдвигаются, но никаких перемен так и не добились.