До своего избрания на новый пост Кариакидис была председателем комитета ПАСЕ по социальным вопросам, здравоохранению и устойчивому развитию. Она также занималась вопросами доступа детей к медицинской помощи. Свои голоса за нового председателя отдали 132 члена ПАСЕ.
Предыдущий председатель Парламентской ассамблеи Педро Аграмунт в начале этой недели заявил, что собирается подать в отставку. Португалец, занимавший должность председателя с 2016 года, был подвергнут критике части парламентариев за поездку в Сирию и встречу с ее лидером Башаром Асадом.
Как ранее отмечал спикер Госдумы России Вячеслав Володин, «гонения» на Аграмунта свидетельствует о кризисе европейского парламентаризма. По мнению, Володина это «разрушает ПАСЕ». Володин пояснил, что с его точки зрения, Аграмунт посетил САР, «чтобы разобраться, что происходит в Сирии, думая, что это важно всем жителям Европы, с риском для жизни».
Стоит отметить, что Аграмунт выступал за поиск компромисса с Россией, которую многие парламентарии хотели даже исключить из ПАСЕ после событий в Крыму.
В настоящее время Россия не принимает участие в заседаниях ПАСЕ, так как ее лишили права голоса в этой организации из-за ситуации с Крымом. Взамен Москва отказалась платить взносы в ПАСЕ, что по словам представителей Ассамблеи, наносит серьезный ущерб ее деятельности. По словам докладчика ПАСЕ по деятельности бюро Иен Лиддела Грейнджера, которого цитирует РИА «Новости», речь идет об «очень большой сумме».
Кариакидис будет исполнять обязанности председателя ПАСЕ до января этого года. После этого Совет Европы должен вновь вернуться к вопросу выборов главы ПАСЕ, в которых примут участие представители политических партий.
Глава российской делегации в ПАСЕ руководитель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий отметил, что выбор нового главы организации не несет ничего нового для России. Он отметил в интервью журналистам, что новый глава ПАСЕ является «технической» фигурой. Кроме того, в отсутствии российской делегации встает вопрос о легитимности ее избрания.
Слуцкий также заявил, что российская делегация вернется в ПАСЕ только в случае, если в ее устав будут внесены поправки, отменяющие возможность лишать делегации стран права голоса.
«ПАСЕ — орган консультативный, но, тем не менее, любая страна была бы недовольна неполноценным фактическим статусом в организации, полноправным членом которой де-юре является. Отсюда все более жесткие высказывания по поводу сложившегося положения», — сказал «Газете.Ru» завсектором стратегических оценок Центра ситуационного анализа ИМЭМО РАН Сергей Уткин.
Даже при Аргамунте в последние годы отношения России и ПАСЕ позитивными назвать было нельзя. В 2012 году тогдашний спикер Госдумы Сергей Нарышкин и вовсе отказался принять участие в пленарной сессии ПАСЕ в связи с рекомендациями, содержащимися в докладе по обязательствам России перед Советом Европы. В 2014 году в ПАСЕ приняла резолюцию, лишавшую Россию права голоса в ассамблее, и исключила ее представителей из всех руководящих органов. Резолюция была принята голосами 145 депутатов из 318 делегатов Ассамблеи, 21 выступил против и 22 воздержались.
Российские делегаты в свою очередь сообщили о приостановлении работы в Ассамблее. Не стали посещать ПАСЕ они и в прошедшем году. В канун Нового года, несмотря на все попытки Аграмунта смягчить позицию по России, 66 депутатов Парламентской ассамблеи Совета Европы поставили свою подпись под обращением к ассамблее с требованием продлить санкции по в отношении российской делегации.
Однако, вне зависимости от отношений Россией с ПАСЕ, сегодня парламентская ассамблея практически единственная европейская площадка для контактов российских депутатов с коллегами, выступлений, продвижения различных инициатив.
При этом этот европейский орган не обладает формальной властью, является консультативным, служит своеобразным форумом европейских парламентариев. Именно став членом Совета Европы Россия взяла на себя обязательства не применять смертную казнь.
Как отмечает Сергей Уткин из ИМЭМО, хотя для России «значительно важнее двустороннее взаимодействие с отдельными европейскими странами и диалог со структурами Евросоюза в Брюсселе», членство в Совете Европы «полезная рамка не только для международного сотрудничества, но для совершенствования законодательства стран-членов с учетом опыта других стран и для защиты прав человека».