Вместо уходящих в отставку по рекомендации Кремля сразу нескольких губернаторов российских регионов, президент России Владимир Путин назначил исполняющих их обязанности. Полномочия на это ему дает закон, который гласит, что в случае ухода губернатора в отставку полномочия «осуществляется лицом, назначенным президентом Российской Федерации».
«Сегодняшние выборы губернаторов — это откованное лицемерие. Лучше бы назначали. Тогда можно было бы и отстранить, если человек не подходит для области. Раньше у нас были выбранные независимые губернаторы-личности, а сейчас это просто пешки», — прокомментировал региональные перестановки последних двух недель «Газете.Ru» бывший губернатор Камчатского края Михаил Мошковцев, руководивший регионом с 2000 по 2007 год.
Таким образом политик старой закалки противопоставляет свое поколение руководителей «молодым технократам», оказавшимся на своих местах не столько благодаря известности и работе в регионе, сколько благодаря аппаратному весу — своему собственному и своих покровителей.
Определение «независимые губернаторы» вполне подходит к нынешним американским коллегам Мошковцева. Это независимые политические фигуры, являющиеся полноправными руководителями своих штатов, которые привыкли выстраивать свою политику, учитывая политические расклады в своем регионе.
«Несмотря на партийную принадлежность, партия им не указ, так как в каждом штате свои республиканцы и демократы», — объяснил «Газете.Ru» глава фонда изучения США имени Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев.
Иногда, правда, об этом можно даже пожалеть. Во время печально известных событий во время урагана Катрина, президенту США Джорджу Бушу пришлось сломать немало копий в борьбе с губернатором штата Луизиана Кэтлин Бланко. Она, как считали в Белом Доме, проявляла бездействие в борьбе со стихией. Президенту пришлось несколько раз обращаться к ней, с просьбой о возможности перевести находящиеся в ее юрисдикции части национальной гвардии в федеральное подчинение.
Правда, за провалы Бланко все же ответила: партия не стала выдвигать ее на второй срок.
В отличие от российских губернаторов, фактически лишенных реальной политической субъектности, американские губернаторы имеют возможность распоряжаться ресурсами национальной гвардии, Перед ними также отвечает полиция штата. При этом только 36 штатов США установили лимиты на пребывание губернатора у власти.
Средний срок правления нахождения губернатора на посту составляет четыре года. На начало 2017 года самым «долгоиграющим» губернатором США стал глава штата Айова Терри Бранстад, установивший своеобразный рекорд. С начала 80-х он пробыл на своем месте в общей сложности более 20 лет. В администрации Дональда Трампа политик занял ключевую должность посла в КНР.
«Мини-президенты» с возможностью отзыва
«Американские губернаторы — это мини-президенты. [Поскольку] их избирают, они больше думают о взаимодействии с обществом и местной легислатурой (региональным парламентом — «Газета.Ru»), чем с федеральной властью. И их нельзя уволить», — обозначила основные различия региональной политики США с российской системой в разговоре с «Газетой.Ru» Виктория Журавлева, завсектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН.
«Уволить» американского губернатора все же можно «за утрату доверия». Только делает это не президент станы, а жители штата, проводя референдум по отзыву губернатора и выборы нового. Этот процесс регулируется местным законодательством и различается от штата к штату.
К слову сказать, аналогичная процедура отзыва полномочий прописан и в российском законе о выборах губернатора от 2012 года, однако она пока ни разу не применялась.
В США отзыв губернатора тоже, справедливости ради, применяется достаточно редко. В 2012 году общественность штата Висконсин созвала референдум по вопросу полномочий губернатора-республиканца Скотта Уолкера. Недовольство губернатором проявляли служащие, считавшие, что политика Уолкера ухудшает их права внутри профсоюзов. После сбора подписей в поддержку референдума были объявлены досрочные выборы, на которых Уолкер смог победить своего соперника-демократа.
Другой заметный пример имел место в 2003 году. Тогда отзыва полномочий губернатора Калифорнии Грея Дэвиса, приведшего штат к энергетическому кризису, был успешным. В бюллетене для голосования значилось два вопроса. На первом бланке избиратели должны были ответить, должен ли Дэвис покинуть свой пост. В связи с тем, что по соцопросам большинство заранее заявило, что выступает за уход Дэвиса, на втором сразу этапе предлагалось проголосовать за других кандидатов. В списке значилось 135 кандидатов, среди которых калифорнийцы выбрали звездное имя актера Арнольда Шварценеггера.
Правление Шварценеггера оставило о себе смешанные воспоминания жителей штата. Однако многие считают, что в любом случае Шварц проявил себя лучше Дэвиса. «Он сослужил нам хорошую службу, потому что он все испробовал. Он сражался с оппонентами, но мог работать и с республиканцами и работать с демократами», — рассказывал в интервью Тime эксперт New America Foundation Джо Мэтьюс.
Работавший со Шварценеггером, а затем и с губернатором Юты и будущим послом в России Джоном Хантсманом, политический стратег Дэвид Конэйрз, поведал «Газете.Ru», что губернаторство «это должность, которая очень убеждает избирателя». «Когда я работал с Арнольдом, то видел, какому давлению ты подвергаешься. Ты там должен быть для всех и все время. Хантсману этот пост дал многое и он был отличным губернатором Юты. Да, Юта консервативный штат, однако он смог проявить там свои лидерские качества».
Шварценнегер стал первым в новейшей истории США губернатором, родившемся не в США. Эмигрант из Австрии стал натурализованным американцем. Правда, «варягом» его назвать сложно, так как он десятилетиями жил в Лос-Анжелесе и работал в Голливуде.
Губернаторство стало венцом политической и общественной карьеры Терминатора. Конституция США позволяет стать президентом только гражданину, родившемуся на территории страны. Однако успешное губернаторство часто становится ресурсом для президентства. В истории США президентами стали 17 губернаторов. Среди них одни из самых почитаемых президентов Теодор Рузвельт, Джимми Картер, Рональд Рейган, Билл Клинтон, Джордж Буш-младший.
Как отмечает глава Фонда имени Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев, для Клинтона, бывшего губернатором относительно периферийного штата Арканзас, все равно именно губернаторство стало главным залогом на пути к президентству. Но сегодня это уже не имеет такого значения, полагает эксперт, указывая на пример президента Трампа, никогда не занимавшего должностей в политике.
Корреспондент «Газеты.Ru» успел в этом убедиться лично на прощальном обеде, данном губернатором штата Огайо Джоном Кейсиком, сошедшим с предвыборной гонки президентской гонки в 2000 году. Речь Кейсика сопровождалась овациями, несмотря на поражение: «Наш все равно лучше всех», — слышалось в толпе. Сам Кейсик держа за руку супругу признался в шутку: «Ребята, я просто не могу столько врать».
В настоящее время в США 34 губернатора-республиканца, 25 губернаторов-демократов и один беспартийный губернатор Билл Уолкер, возглавляющий администрацию штата Аляска. Осенью следующего года США ждут промежуточные выборы в Конгресс, и политическая роль губернаторов резко возрастет, так как их поддержка понадобиться выдвиженцам. Однако свою главную политическую партию они сыграют на президентских выборах.
«Это те фигуры, поддержку которых очень ищет президент во время переизбрания, или новый кандидат на высший государственный пост. Именно они, в конечном итоге, могут «отдать ему» свой штат», — указывает на федеральную роль губернаторов штатов Виктория Журавлева из ИМЭМО.